PR в современной английской мифологии

Зенина Сабина

Властелин Колец

 

 

Краткое содержание мифа

 

Исилдур с обломком Нарсиля, иллюстрация
из к/ф «Властелин Колец: Братство кольца»

Много веков назад было отлито 19 великих колец. Три кольца были переданы эльфам – бессмертным созданиям, самым мудрым и справедливым из всех живущих. Семь колец вручены повелителям гномов – добытчикам самоцветов и мастеровым горных пещер. Остальные  девять колец были переданы человеческому роду, который превыше всего жаждал власти.  В этих кольцах сосредотачивалась сила власти над каждым народом. Но все владельцы колец были обмануты, потому что было отлито еще одно кольцо в стране Мордор.

В огне Роковой Горы темный властелин Саурон тайно создал единое кольцо, подчинявшее все другие. Правители, обладатели колец, были порабощены нечеловеческой силой кольца и стали назгулами — самыми преданными слугами Саурона. Все свободные земли Средиземья пали под властью кольца. Однако остались те, кто восстал против зла. Люди и эльфы выступили против  армии Мордора на склонах Роковой Горы, они сражались за свободу Средиземья. Исильдур, сын короля, поразил мечом темного властелина. Кольцо слетело с пальца Саурона. Враг свободных людей Средиземья был повержен. Кольцо перешло к Исильдуру, которому выпал шанс уничтожить зло навсегда.

Но кольцо власти обладало собственной волей. Кольцо привело Исильдура к гибели.

Голлум в жерле Роковой
горы за несколько секунд
до падения, кадр из к\ф
«Властелин колец:
Возвращение Короля»

На две с половиной тысячи лет кольцо кануло в безвестность. До тех пор пока Кольцо не досталось существу по имени Голум. Кольцо поработило его и дало неестественно долгую жизнь – 500 лет. Но однажды Кольцо было утеряно, и его подобрал хоббит Бильбо Беггинс из Шира.

 В Ривенделл (обитель эльфов) съехались представители разных народов и королевств, чтобы обсудить, как уничтожить Кольцо. Взять эту ношу на себя вызывается Фродо, племянник хоббита Бильбо.  Гэндальф, Арагорн, Боромир, гном Гимли и эльф Леголас, а также трое хоббитов берутся сопровождать Фродо. Так образуется Братство Кольца. Через горести и потери Братство идет к заветной цели.  Фродо и его верный друг Сэм добрались до места, где великое зло было создано. Сила Кольца была настолько велика, что помутила разум Фродо. Преодолев путь, полный преград и опасностей, выносливый хоббит не может расстаться с Кольцом, он не находит в себе силы бросить его в бурлящую лаву.

Казалось бы, безнадежную ситуацию  спасает Голум, одержимый «своей прелестью»: в борьбе с хоббитом он сорвался вниз, в огненную пучину вместе с Кольцом. Так великое зло было повержено.

 

Образы и символы мифа

 

Иллюстрация к книге «Властелин Колец»
автор Дж. Р.Р. Толкиен

Хоббиты — низкорослый народ, высотой в половину человеческого роста, их также называют «полуросликами». Хоббиты носят яркую одежду. На ногах от природы толстая жёсткая кожа и густой бурый мех.  В мифе хоббиты – воплощение добра и силы, несмотря на низкорослость. Неприметные, слабые и легкомысленные на первый взгляд, они проявили стойкость и отвагу в борьбе со злом.

Кольцо всевластия (англ. One Ring) - символ великого зла и невероятной силы, подчиняющей разум всех существ на Земле. Было выковано Сауроном в жерле Ородруина в тайне от остальных народов. Кольцо обладает собственной волей и имеет свое предназначение, выгравированное на внутренней стороне.

Перевод Н. Григорьевой и И. Грушецкого:

И одно — Властелину на Чёрном престоле,

Чтобы всех отыскать, воедино созвать

И единою чёрною волей сковать

В Мордоре, где вековечная тьма.

 

Братство кольца
кадр из к/ф «Властелин Колец:
Братство кольца»

Саурон - изначально был одним из Майар. Он любил порядок и согласованность и пошёл за Мелькором, чья воля и мощь восхищали его и казались идеальными качествами для достижения собственных целей. После падения своего хозяина, Саурон сам стал Тёмным Властелином, стремясь подчинить себе всё Средиземье. Он является олицетворением жажды власти, которая свойственна многим людям, порока человечества, за который должно быть наказание.

Братство кольца – хоббиты Фродо, Сэм, Мэри и Пиппин, белый маг Гендальф, следопыт Арагорн, эльф Леголас, гном Гимли, сын правителя Гондора Боромир – братство, призванное охранять носителя кольца и помогать Миру в достижении священной цели – освободить землю от оков зла. Братство кольца -  образ сплочения всех народов, образ силы, возникающей от этого слияния.

Голлум (в прошлом Смеагол)- Смеагол был Хоббитом по происхождению. Он совершил убийство, чтобы завладеть Кольцом Всевластия. Кольцо источило его разум и тело, и он превратился в создание, известное как Голлум из-за непонятных звуков «Го-лл-ум», которые он произносил. Драгоценную находку он называл «моя прелесть».

Это существо олицетворяет человеческую слабость перед пороками и последствия этой слабости. Эта слабость превращает в существо, вызывающее только жалость и презрение.

 - Он ненавидит и любит его, как ненавидит и любит себя. Он не может бросить его. У него не осталось для этого воли. (The Fellowship of the Ring: "The Shadow of the Past," p. 64).

 

Коммуникативные средства создания образов и символов

 

Первые обложки серии, нарисованные Дж. Р. Р. Толкиеном

Мифу положил начало писатель Джон Рональд Руел Толкиен в своей книге “Властелин колец”. Книга была разделена на три части: «Братство Кольца», «Две крепости» и «Возвращение короля». Роман создавался в годы Второй мировой войны, но был впервые напечатан лишь в 1954 году. Толкиен стремился создать английский эпос. Он заложил в свой сюжет множество мифов, а именно древнебританский Артуровский эпос. 

«Хоббитон» в Новой Зеландии

Толкиену удалось создать не только миф и легенду, но и огромный мир. Этим он внес непомерный вклад в развитие направления фэнтези.

В 1978 году режиссер-мультипликатор Ральф Бакши создал полнометражный анимационный фильм «Властелин колец», в который вошли сцены из «Братства Кольца» и «Двух башен». Но в связи с финансовыми проблемами экранизация не была закончена.

В 1980 Артур Рэнкин и Жюль Бэсс, авторы первой экранизации Толкиена — мультфильма «Хоббит» (1977), экранизировали третий том трилогии в виде мультфильма «Возвращение Короля».

«Хоббитон» в Новой Зеландии

Новозеландский режиссер Питер Джексон экранизировал роман – трилогию в 2001-2003 гг. Фильм пользовался огромным успехом и помогал полностью перенестись в новый волшебный мир, созданный Толкиеном.

Для съемок фильма Питер Джексон выбрал Новую Зеландию, похожую на Средиземье. «Шир», родина хоббитов, после съёмок фильма не был разобран, а стал культовым местом для туристов, и приносит Новой Зеландии миллионы долларов ежегодно.

«Властелин колец» вдохновил создателей компьютерных игр. Так появились «J.R.R. Tolkien's The Lord of the Rings, Vol. I» и «The Lord of the Rings Volume Two: The Two Towers», приключенческая игра с элементами экшна «The Lord of the Rings: The Fellowship of the Ring» разработки Surreal Software и др.

Темного властелина Саурона можно увидеть не только в экранизациях, но и в Бристоле, где находится его статуя.

 

Социальное значение мифа

 

Фото Кривенко Юрия — Луганск
2006 г., клуб «Братство Средиземья»

На внутреннем мире социума «Властелин колец»  оставил отпечаток. Людям открылся совершенно новый мир, полный разнообразных образов. Из этого произведения люди почерпнули много фраз, которые успели стать крылатыми, например «Моя прелесть». Эту фразу можно не раз услышать в разговоре, и она будет означать одержимость каким-либо предметом.

Этот мир настолько проник в реальность, что многие люди видят себя в персонажах этого романа. Так по итогам Всероссийской переписи 2002 года выяснилось, что на территории страны проживает немало орков, хоббитов, эльфов и гномов.

Люди, причислившие себя к таким народам, соблюдают и почитают культурные и религиозные традиции этих персонажей. Мир «Властелина колец» настолько полюбился людям, что многие предпочли реальный мир ему.

Многие, увлекающиеся историческими реконструкциями, воссоздают мир, представленный в романе. Этот миф, как и многие другие, имеет высокие морально-этические ценности. Эмпатия неотделима от «Властелина колец», читатель/зритель сопереживает героям. Традиционная победа добра над злом – способ очередной раз наполнить сердце светлым чувством и радостью, а разум нравоучениями.