PR в славянской мифологии

Богушевская Любовь

Леля

 

 

Краткое содержание мифа

 

Богини Лада и Леля

У славян была своя богиня юности и любви – Богиня Леля, дочь Лады Богородицы – богини материнства и покровительницы всех славянок. Считалось, что до замужества все юные девушки-славянки находятся под покровительством вечно юной Лели.

Согласно мифам, она была неразрывно связана с весенним возрождением природы, началом полевых работ. Богиню представляли юной, красивой, стройной и высокой девушкой.

Земля и Небо так сильно любили друг друга, что их любовь ожила как отдельное существо - и тоже, подобно им самим  некогда,  тотчас  распалось  надвое,  на  Любовь Женскую и Мужскую, ибо одной недостаточно - любящих всегда двое.

Бог Род, Мужская Любовь,  стал  даровать  приплод  и  потомство  всем дышащим  тварям,  и  Люди  скоро  выучились  его  почитать:  стали  делать изображения и  вкладывать  в  свадебные  заздравные  чаши,  на  счастье  и многочадие новой семье.

Богиня Лада стала Женской Любовью. По  ней  прозвались  мудрые  жены, умеющие сладить семью, завести в доме лад. Великой  Богине  была  по  душе верная супружеская любовь.

Ладу еще называли Рожаницей, в честь родящего поля и молодых матерей, которых она незримо обвивала своим поясом, помогая разрешиться от бремени.

У великой Лады, была  юная  дочь.  Звали  ее Леля, Лелюшка.

Подросла Леля и стала гулять по лугам, по густым  тенистым  лесам,  и шелковая мурава сама льнула ей под ноги, чтобы распрямиться еще зеленее  и гуще.

 

Образы и символы мифа

 

Богиня Леля

С незапамятных времён женщинам посвящали стихи, картины, музыку и все, в чём можно было бы отобразить их образы. В славянской традиции эти образы несут в себе Роженицы.

Женщина, если рассматривать её с позиции христианства – это истинный языческий символ. Плодородная сила. Суть продолжения рода. Поэтому именно женские образы воссозданы в понятиях – Земли Матушки и Матушки Природы.

Всем нам известен обычай – дарения цветов женщине, хранящийся в наших традициях с незапамятных времён, несущий в себе бытовой ритуал жертвоприношения женщине. Даруя жизненную энергию цветов, мужчины тем самым выражают своё почтение любимой, в которой они нашли образ богини любви – Лели. Этот образ так же многогранен – как и сама женщина.

Минуло время - начала Леля вместе с матерью обходить  и  объезжать поля, тянуть за зеленые ушки едва проклюнувшиеся всходы, и  Люди  увидели, что никогда прежде не было на Земле таких урожаев. Стали они славить  Лелю наравне с матерью и чтить как Рожаницу, называть Весной-кормилицей. У Лады стали просить разрешения закликать-зазывать в гости Весну,  а  когда  Мать позволяла - готовили Дочери дерновую скамью,  проросшую  травами,  ставили подношения:  хлеб,  сыр,  молоко.  Это  был  девичий   праздник,   мужчин, любопытных парней близко не подпускали.

Леля символизирует плодородие, женскую плодовитость, но одновременно с этим непрочность. Она выступала в качестве воскрешающей умершую природу и дарующей плодородие, в силу этого ее культ сближался с культом умирающего и воскресающего бога. После исчезновения богини на земле прекращаются процессы роста; возвращение богини обеспечивает плодородие и процветание.

 

Коммуникативные средства создания образов и символов

 

Подготовка к катанию яиц в наше время

Формированию положительного образа Лели, прежде всего, способствовали обряды, связанные с  развитием земледелия. Растительные и цветочные орнаменты были посвящены богине Леле. Обычай украшать домашнюю утварь и одежду изображениями птиц тоже восходит корнями к культу Рожаниц. Птицы были посвящены богине Леле, они были её посланницами и слугами, именно птицы приносили на своих крыльях весну, и птицы же легко поднимались из нашего Среднего мира в мир Верхний - недаром они крылаты.

Изображения птиц очень распространены в обиходе - это и обычай печь печенье в виде жаворонков к приходу весны и посуда - ковши и братины в виде стилизованных птиц (уток и лебедей), и женские обереги в виде уточки.

Помимо традиционных жертвоприношений, связанных с земледелием, существовал особый праздник посвященный Леле – Лельник. Праздник проводили на природе – выбирали открытое место -  Красную горку и там совершали обряды. Издали можно было видеть, как девушки в нарядных сарафанах, взявшись за длинные атласные ленты, привязанные к капи Лели, водят хоровод. Жертвовали ей полевые цветы и травы, водили хороводы вокруг ее чура - выточенной из березы юной богини любви.

В этот день, который по современному календарю приходится на 22 апреля, все славянские девушки совершали обряды, посвященные Лели, и просили у нее взаимопонимания с любимым и счастливого замужества.

Со всеми весенними праздниками славян связана традиция крашения яиц. Во всем славянском мире широко применялись различные магические действия с яйцами.

Например, гадание на замужество в Лельник:

Девушки поочередно, с помощью колотушек, катят свое яйцо - крашенку к капи Лели. Важно, чтобы при последнем ударе яйцо раскололось о капь – тогда девушка выйдет удачно замуж.

Традиция красить яйца не только сохранилась в православной Руси, но и дошла до наших дней.

 

Социальное значение мифа

 

Талисман с руной Лели

Культ богини Лели получил обширное распространение и вышел далеко за границы территории славян. Сама юная богиня Леля и ее руна связаны со стихией воды, а конкретнее - живой, текучей воды, струящейся в родниках и ручьях.

Упоминание о Лели можно встретить в мифологии разных стран и народов. Под разными именами мы встречаем ее в европейских сказках о морской (речной) Деве, в сказаниях о Короле Артуре, где она выступает Девой-хранительницей Святого Грааля и Дороги к нему, в славянских и многих других обрядовых мифах. Это и богиня силы в нордической традиции, которая ведет за собой водный поток сначала мертвой, а потом живой силы.

В наше время ее имя связано с очень широким кругом древних корней. Недаром любимое детище до  сих пор не просто растят - лелеют, колыбель зовут люлькой, а само дитя кличут нежно лялечкой. Культ Лели настолько древен, что, по мнению некоторых ученых, он нашел отображение в санскритском «лила» - "игра".