PR в славянской мифологии

Фокина Елена

Китеж Град

 

 

Краткое содержание мифа

 

К.А. Коровин Невидимый град Китеж. 1930

Китеж — город, находившийся по легенде в северной части Нижегородской области около села Владимирского на берегах озера Светлояр.

Легенда о Китеже относится к периоду татаро-монгольского нашествия, то есть к XIII веку. Согласно ей, в 1164 году Георгий Всеволодович построил Малый Китеж (предположительно современный Городец). Продолжив свой путь, он остановился на отдых возле озера Светлояр и был так очарован красотой тех мест, что повелел заложить на берегу озера Большой Китеж. Длина города составила 200 аршин, ширина — 100. Соорудили также несколько церквей. Город  стали называть «святым», и народ потянулся к озеру.

М. В.Нестеров Град Китеж (В лесах)

Строительство Большого Китежа было закончено 30 сентября 1167, и город простоял 75 лет до Батыева нашествия. Хан узнал о богатствах, которые находились в Китеже, и послал часть войска на святой город. Дорогу татарам показывал Гришка Кутерьма. Житель Малого Китежа не выдержал пыток и согласился помочь татарам. В тот день на границе города несли дозор три китежских богатыря. Увидев врагов, один из воинов отправил сына предупредить горожан. Мальчик успел добежать до ворот и крикнуть: «Враги!», после чего упал замертво, пронзенный вражеской стрелой. Богатыри тем временем пытались сдержать войско, но силы были неравны - никто не выжил. По преданию, на месте гибели героев появился святой ключ Кибелек, который бьет до сих пор.

Восход на озере Светлояр
Село Владимирское, лето 2010 г.
Фото А.Б.Грозы

Началась осада города. Но, несмотря на то, что шансов сдержать врага не было, без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли с оружием, а также иконами и крестами в руках. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку. И вдруг благодаря молитвам и вере жителей свершилось чудо: зазвонили колокола в церкви, затряслась земля, и на глазах татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр. Последнее, что видели нападавшие, был крест на куполе собора. Через мгновение на месте города остались только волны. Пораженные «русским чудом», татары бросились бежать кто куда. Но никто не избежал Божьего гнева: кого-то подстерегли звери, кто-то заблудился в лесу или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой. Есть разные трактовки этой легенды. Некоторые считают, что Китеж ушел под воду, кто-то — что он погрузился в землю, кто-то предполагает, что он поднялся в небо. Но наиболее любопытная версия гласит, что Китеж попросту стал невидимым. По легенде, он должен «появиться» в день Страшного Суда. Когда мертвые восстанут из могил, поднимется из воды и Китеж. Но увидеть его можно уже сейчас. Чистый душой человек различит отражение куполов и белокаменных стен в водах озера Светлояр. Говорится, что в тихую погоду можно слышать колокольный звон и пение людей  из-под вод озера Светлояра.

 

Образы и символы мифа

 

Сокровенный Град Китеж. Лубок

Китеж - это символ рая на земле.  Это место, куда верующие могут убежать от жестокости и несправедливости современного мира. Это символ чего-то недоступного, но, тем не менее, желанного. В народе укрепилась мысль, что невидимый град открывается лишь праведным людям и впускает только того, кто идет к правильной жизни путем любви к Богу и ближнему. Интересно, что похожие легенды существуют у разных народов. Это может указывать либо на участие в одних и тех же исторических событиях, либо на общего предка. Сегодня многие связывают легендарный Китеж с прародиной ариев или русского народа. Неслучайно Китеж - это образ идеального города, совершенного и по своему строению, и по нравам, управляемого по чести и старым русским обычаям домонгольской эры.

Китежские богатыри - символ опоры, последней защиты русской веры и русского народа.

Озеро Светлояр - святое место для верующих, преграда, отделяющая людей нечестивых и грешных от легендарного города.

 

Коммуникативные средства создания  образов и символов

 

Илья Глазунов
Эскиз декораций к опере Римского-Корсакова
"Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"

Легенда о Китеже восходит к устным преданиям эпохи ордынского ига. Позже она стала популярна у старообрядцев, причем Китежу придавался характер убежища последователей старой веры. Именно старообрядцы впервые облекли красивую легенду в литературную форму. Самой ранней ее обработкой стала «Книга, глаголемая летописец, написана в лето 6646 (1237) сентября в 5 день» (иногда именуемая просто «Китежский летописец»), которая была создана во второй половине XVIII века в среде «бегунов», или «странников» - одного из наиболее радикальных старообрядческих толков.  В основу ее сюжета легли предания, относящиеся к XIII в. Второй книжный источник легенды —старообрядческая рукопись «Повесть и взыскание о граде сокровенном Китеже». В отличие от «Китежского летописца», эта работа  лишена исторического фона и принадлежит к типу апокрифических сказаний о земном рае.

К. И. Горбатов Потонувший город

Легенду о граде Китеже любили люди искусства. Её запечатлели в своих произведениях русские поэты (А. И. Майков, И. А. Клюев, М. А. Волошин), художники (К.А. Коровин,  М. В. Нестеров, А. М. Васнецов, И. С. Глазунов, К. И. Горбатов). С. Н. Василенко создал оперу «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светлояре» (1902). По мотивам легенды Н. А. Римский-Корсаков написал оперу "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", где предание о Китеже объединено с русской повестью о Петре и Февронии»(1907). Писатель Павел Мельников-Печерский, очарованный озером Светлояр, рассказал его легенду в романе «В лесах». Озеро посещали Владимир Короленко (очерковый цикл «В пустынных местах»), Максим Горький (очерк «Бугров»),  Михаил Пришвин (очерк «Светлое озеро»).

В советской новогодней киносказке «Чародеи» режиссера Константина Бромберга, по мотивам повести Стругацких «Сказка о Тройке» работник фабрики музыкальных инструментов едет в сказочный Китежград, чтобы спасти свою невесту от злых чар.

На озеро Светлояр много раз отправлялись экспедиции. Но работы у берегов озера ничего не дали. Ничем окончились и поиски археологов. В 1970х экспедицию снаряжала «Литературная газета»: на  30 метровую глубину спускались подготовленные водолазы. Но поиски также не обнаружили следов города.  В настоящее время озеро и окрестности входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО. Хождение к Китежу, на берега озера Светлояр, стало традиционной формой паломничества. На Светлояре проводятся этнофестивали, где можно принять участие в древнеславянских обрядах, происходят моления старообрядцев, православных и язычников. Легенда о Китеже активно используется для привлечения туристов — во Владимирском строится оптический театр, установлена вертолетная площадка, действует Музей Китежа.

 

Социальное значение мифа

 

Попытки вообразить вид на поверхность Светлояра
со дна Китежа

В наше время  верующие люди стремятся к святому озеру, где находится легендарный город. Озеро Светлояр и образ невидимого града стали одной из главных святынь для людей, не находящих внутреннего покоя в официальной церкви и в современной жизни.

Красивая легенда о граде Китеже дает надежду.  И в прошлом на поиски святого города и покоя бежали старообрядцы, и сейчас находятся люди, которые уходят в нижегородские леса, где прячутся от современной жизни. Необыкновенной красоты озеро, окруженное светлыми березовыми лесами, дает умиротворение. Здесь собирается множество паломников, проводятся крестные ходы. Проходит время, но ничего не меняется: люди, как и раньше, приезжают, чтобы опустить в воду озера дощечку со свечой и просьбой-молитвой. Ведь человек всегда стремится к чему-то светлому, мечтает найти место, где живут по законам справедливости и веры.

Название в честь города получила одна интересная организация.  «Китеж» - это сообщество приемных семей, живущих вместе и воспитывающих детей – сирот. Эта организация также как и легендарный город дает надежду, веру в будущее. Организация Китеж признан по всему миру как уникальное педагогическое явление.