PR в карело-финской мифологии

Носикова Милена

Калевала

 

 

Краткое содержание мифа

 

Вяйнямёйнен обороняет сампо от ведьмы Лоухи
Аксели Гален-Каллела

Название «Калевала» — это эпическое имя страны, в которой живут и действуют финские народные герои. Суффикс la означает место жительства, так что Kalevala — это место жительства Калева, мифологического родоначальника богатырей Вяйнямёйнена, Ильмаринена, Лемминкяйнена, называемых иногда его сынами.

В Калевале нет основного сюжета, который связывал бы между собою все песни. Содержание её чрезвычайно разнообразно. Открывается она сказанием о сотворении земли, неба, светил и о рождении дочерью воздуха главного героя финнов, Вяйнямёйнена, который устраивает землю и сеет ячмень. Далее рассказывается о разных приключениях героя, встречающего, между прочим, прекрасную деву Севера: она соглашается стать его невестой, если он чудесным образом создаст лодку из осколков её веретена. Приступив к работе, герой ранит себя топором, не может унять кровотечения и идет к старику-знахарю, которому рассказывает предание о происхождении железа. Возвратившись домой, Вяйнямёйнен поднимает заклинаниями ветер и переносит кузнеца Ильмаринена в страну Севера, Похьёлу, где тот, согласно обещанию, данному Вяйнямёйненом, сковывает для хозяйки Севера таинственный предмет, дающий богатство и счастье — мельницу Сампо (руны I—XI).                                                          

Следующие руны (XI—XV) содержат эпизод о похождениях героя Лемминкяйнена, воинственного чародея и соблазнителя женщин. Далее рассказ возвращается к Вяйнямёйнену; описывается нисхождение его в преисподнюю, пребывание в утробе великана Виипунена, добытие им от последнего трёх слов, необходимых для создания чудесной лодки, отплытие героя в Похьёлу с целью получить руку северной девы; однако последняя предпочла ему кузнеца Ильмаринена, за которого выходит замуж, причём подробно описывается свадьба и приводятся свадебные песни, излагающие обязанности жены и мужа (XVI—XXV).

 Дальнейшие руны (XXVI—XXXI) снова заняты похождениями Лемминкяйнена в Похьёле. Эпизод о печальной судьбе богатыря Куллерво, соблазнившего по неведению родную сестру, вследствие чего оба, брат и сестра, кончают жизнь самоубийством (руны XXXI—XXXVI), принадлежит по глубине чувства, достигающего иногда истинного пафоса, к лучшим частям всей поэмы.

 Дальнейшие руны содержат пространный рассказ об общем предприятии трёх финских героев — добывании сокровища Сампо из Похьёлы, об изготовлении Вяйнямёйненом кантеле, игрою на которой он очаровывает всю природу и усыпляет население Похьёлы, об увозе Сампо героями, о преследовании их колдуньей-хозяйкой Севера, о падении Сампо в море, о благодеяниях, оказанных Вяйнямёйненом родной стране посредством осколков Сампо, о борьбе его с разными бедствиями и чудищами, насланными хозяйкой Похьёлы на Калевалу, о дивной игре героя на новой кантеле, созданной им, когда первая упала в море, и о возвращении им солнца и луны, скрытых хозяйкой Похьёлы (XXXVI—XLIX).

 Последняя руна содержит народно-апокрифическую легенду о рождении чудесного ребёнка девой Марьяттой (рождение Спасителя). Вяйнямёйнен дает совет его убить, так как ему суждено превзойти могуществом финского героя, но двухнедельный младенец осыпает Вяйнямёйнена упрёками в несправедливости, и пристыженный герой, спев в последний раз дивную песнь, уезжает навеки в челноке из Финляндии, уступая место младенцу Марьятты, признанному властителю Карелии.

 

 

Образы и символы мифа

 

Герои Калевалы едут в Похъёлу.
Г.А.Стронк.1951 г. Бумага, акварель

Вяйнемейнен - согласно Калевале, он родился сразу после сотворения мира и стал первым человеком. Он - богатырь, вещий руно певец, сеятель и мудрец. Вяйнемёйнена можно отнести к наиболее архаическому типу эпических героев: он несёт явные черты шамана и действует чаще колдовством, чем мечом или копьём. Кроме того, Вяйнемёйнен имеет божественное происхождение: «он от Ильматар родился», дочери воздушного пространства.

Ильматар - женское божество воздушной стихии. Обернувшись матерью воды, родила Вяйнямейнена. Будучи беременной и дрейфуя по морю, она участвует в создании мира из яйца, формирует рельеф морского дна.

Идея сотворения мира, есть  вера в то,  что человек есть неотъемлемая часть Вселенной, а его душа вечна. Поэтому Ильматар -  это  еще  и  символ  желания по-настоящему проявить себя там,  где только это и возможно.  Желания, присущего простому смертному, но избранному.

Утка - праматерь земли в карело-финской мифологии, некая  потусторонняя  сила,  которая участвует в сотворении мира.

Яйцо - не только символ происхождения, но и знак промежуточности. Олицетворяет мировое яйцо, образ которого выражает промежуточное состояние между хаосом и миропорядком.

В «Калевале» говорится: «Из семи яиц, снесенных Уткой (шесть золотых и одно железное), и родилась Вселенная, весь видимый и невидимый мир:

Из яйца, из нижней части, Вышла мать-земля сырая;

Из яйца, из верхней части, Встал высокий свод небесный, Из желтка, из верхней части, Солнце светлое явилось;

Из белка, из верхней части, Ясный месяц появился;

Из яйца, из пестрой части, Звезды сделались на небе;

Из яйца, из темной части, Тучи в воздухе явились...»

Ильмаринен - один из главных героев "К", верный и неизменный помощник и соратник Вяйнямейнена. Вмести с ним создал огонь на небе, при этом искра упала на землю и послужила на пользу людям. В народно-поэтической традиции карелов и финнов эпический герой И. сохранил ряд присущих небесному божеству черт, в ряде случаев эти черты соотносимы с мифической фигурой "птицы воздуха" (ilman-lintu).

Лемминкяйнен - один из главных героев "К", балагур, весельчак, любимец женщин, задиристый драчун и вояка, стремящийся стяжать себе боевую славу. Он и могучий маг, и чародей (подобно Вяйнямейнену), и воинственный викинг, для которого битвы и завоеванные в них боевые трофеи дороже всего на свете.

Похьёла - это противостоящая Калевале страна. Она во многом враждебна калевальцам: там зарождаются болезни, оттуда идут холод и всякие невзгоды. Несмотря на враждебное отношение калевальцев и эпических героев народных рун к Похьеле, именно там они сватают (или похищают) себе жен, похищают культурные блага (сампо), поэтому между Калевалой и Похьелой существуют родственные отношения.

Основание опоры мира — корень «мирового дерева» — находится, согласно финской мифологии, где-то за северным горизонтом, в Похьёле. Основная сюжетная линия эпоса «Калевала» включает выковывание чудо-мельницы Сампо.

Как символ Сампо - путеводная звезда народа, источник жизни и процветания, «счастья вечного начало». Как правило, его представляют в виде мельницы.

Сампо намалывает столько хлеба, соли и денег, что хватает на еду, припасы и устройство пиров. Крышка мельницы символизирует усеянный звёздами небесный купол, вращающийся вокруг центральной оси — опоры, на которой покоится весь мир. Во время борьбы Сампо разбивается, обломки тонут в море (потому море, согласно народным верованиям, богаче, чем суша). Часть обломков, однако, прибивает к земле: они влияют на урожай. Крышка была потеряна, что привело к гибели мирового дерева на Северном полюсе – это символическое изображение смены эпох, глобальных космических изменений, отражающихся на Земле.

Куллерво - трагический герой "К". Куллерво борется против зла внутри своего сообщества. Вся история его жизни - это иллюстрация пагубности вражды и раздоров между членами общества.

Кантеле – карело-финский инструмент. Согласно эпосу «К», создателем и первым исполнителем на кантеле стал рунопевец Вяйнемейнен, сделавший первое кантеле из пасти гигантской щуки. Кантеле - это  символ, объединяющий в себе и культуру, и трудовую деятельность, и историческое развитие многих поколений людей северного народа.

Дева Марьятта - имя девушки, родившей в непорочном зачатии от сьеденной брусниченки чудесного мальчика. Имя М. восходит к имени пресвятой девы Марии. В то же время оно созвучно слову marja - ягода.

 

Коммуникативные средства создания образов и символов

 

Кантеле

«Калевала»- эпос карело-финских народов. Мифы, лежащие в его основе, складываются во II-I тысячелетиях до н.э., во времена финно-угорского единства, сюжетное ядро «Калевалы» сформировалось к I тысячелетию н.э. В тридцатые годы XIX в. руны «Калевалы» были записаны Элиасом Леннротом; после издания их в 1849 г. эпос становится достоянием мировой культуры. «Калевала» - наиболее архаичное из европейских эпических сказаний, стоящее на грани шаманского мифа и собственно эпоса. Материалом для сложения обширной поэмы из 50 песен послужили Леннроту отдельные песни (руны), частью эпического, частью лирического, частью магического характера, записанные со слов финских крестьян, самим Леннротом и предшествовавшими ему собирателями. Лучше всего помнят старинные руны в русской Карелии, в Архангельской и Олонецкой губерниях, а также в некоторых местах Финляндской Карелии и на западных берегах Ладожского озера, до Ингрии. Руны были записаны в значительном количестве на западе от Петербурга и в Эстляндии. Древним словом руна финны называют песню вообще; но в древности, в период язычества, особенным значением пользовались магические руны или руны-заговоры, как продукт шаманских верований, господствовавших некогда среди финнов. Отличительная внешняя форма руны — короткий восьмисложный стих, не рифмованный, но богатый аллитерацией. Особенность склада — почти постоянное сопоставление синонимов в двух рядом стоящих стихах, так что каждый следующий стих является парафразою предыдущего. Последнее свойство объясняется способом народного пения в Финляндии: певец, условившись с товарищем о сюжете песни, садится против него, берет его за pyки, и они начинают петь, покачиваясь взад и вперед. При последнем такте каждой строфы наступает очередь помощника, и он всю строфу перепевает один, а между тем запевала на досуге обдумывает следующую. Хорошие певцы знают множество рун, иногда хранят в памяти несколько тысяч стихов, но поют либо отдельные руны, либо своды из нескольких рун, связывая их по своему усмотрению. Когда певец поет руны, он играет на кантеле. Кантеле - карело-финский струнный щипковый инструмент. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам народного эпоса "Калевала".

Создание «Сампо» Аксели Галлен-Каллела

«День народного эпоса Калевалы» — национальный праздник, отмечается 28 февраля. Каждый год в Финляндии и Карелии проходит «Калевальский карнавал», в форме уличного костюмированного шествия, а также театрализованных представлений по сюжету эпоса.

Государственный национальный ансамбль песни и танца Карелии «Ка́нтеле» — один из старейших национальных музыкальных коллективов, исполняющий музыку, песни и танцы народов Карелии — русских, финнов, карелов, основанный в 1936 году.

В 80-х годах «Кантеле» выпускает новую программу «Руны Калевалы». Она состояла из двух частей: I часть посвящалась 150-летию карело-финского эпоса «Калевала» («Руны Калевалы»); II часть — 40-летию Победы в Великой Отечественной войне («Новое Сампо»). Программа «Руны Калевалы» вызвала резонанс среди самых разных слоев публики, прессы, новой волной оживив интерес к ансамблю. Восторженный прием ждал «Руны Калевалы» в Финляндии. С этой программой ансамбль «Кантеле» стал участником II Всероссийского смотра ансамблей песни и танца, заключительный показ которого проходил в Москве в Концертном зале им. П. И. Чайковского в 1986 году

Многие художники были вдохновлены карело-финским эпосом. Одним из наиболее заметных среди них был Аксели Галлен-Каллела, создавший цикл картин, иллюстрирующих сцены из Калевалы.

По мотивам эпоса «Калевала» карельским композитором Гельмером Синисало написан балет «Сампо», впервые был поставлен в Петрозаводске 27 марта 1959 года. Это произведение имело большой успех и неоднократно исполнялось как в СССР, так и за рубежом.

В 1959 году был снят совместный советско-финский фильм «Сампо» по карело-финскому эпосу «Калевала».

В 1982 году финский режиссер Калле Хольмберг снял для телевидения 4-серийную экранизацию Калевалы — «Железный век. Сказания Калевалы», удостоенную призов Финской и Итальянской киноакадемий.

«Сильмариллион» Дж. Р. Р. Толкина создавался под впечатлением от Калевалы.

Тексты Калевалы послужили сюжетом для большинства песен финской мелодик-метал группы Amorphis.

 

Социальное значение мифа

 

Вяйнямёйнен играет на кантеле

«Калевала» - самый «миролюбивый» из эпосов: в центре его находятся не воинские подвиги героев, а сокровенное знание «о происхождении вещей»; когда же бой все-таки происходит, то он ведется либо исключительно магическими средствами, либо с применением магии. Мудрое слово решительно доминирует над действием.

«Калевала» - вечная книга, ибо мифологическая основа дает ее героям существовать и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.  Во многих странах учеными и критиками написаны о  «Калевале» горы литературы. В поисках вдохновения к ней во всем мире обращаются поэты, художники, композиторы.    

 Под влиянием «Калевалы»  Э. Леннрота в период национального пробуждения народов мира на романтической волне XIX века родились "Калевипоэг" эстонца Ф. Крейцвальда и "Песнь о Гайавате" американца Г Лонгфелло. «Калевала» оказала свое воздействие и на латышский эпос "Лачплесис" А. Пумпура. Финский и карельский народы, гордясь лённротовской "Калевалой", воспринимают ее как национальное достояние, но каждый народ по-своему. Для финнов - это национальный эпос, который выполнил свою главную роль - пробуждение национального самосознания, формирования нации. "Калевала" и сегодня – произведение - шедевр, прекрасный образец как для молодых, так и развитых литератур. Она привлекает внимание своей совершенной формой и гуманистическим содержанием. Каждая ее страница - высочайшая поэзия. Будущие поколения читателей найдут в ней источник эстетической радости и вдохновения. И как источник вечного вдохновения, эпос никогда не будет предан забвению.

 

Источники

 

http://history.kantele.ru/razdel5.html#0003

http://elena-kircanova.narod.ru/str328.html

http://www.kalevala.ru/

http://www.solovki.ru/history51.html

http://www.karvin.ru/nasledie/idol/

http://www.perunica.ru/narodnosti/966-kalevala-karelo-finskij-narodnyj-yepos.html