PR в мифологии Древнего Египта

Короткова Анастасия
Франковская Мария

Бастет (Баст)

 

 

Краткое содержание мифа

 

Бронзовая статуя Бастет—Уаджит

Бастет или Баст – одна из наиболее женственных и грациозных богинь Древнего Египта. Она являлась олицетворением лунного и солнечного света. Богиня символизировала домашний очаг и почиталась как защитница дома, семьи и детей, а также воплощала такие качества, как красота, ласка и изящество. Бастет – известна во всем мире как богиня покровительница кошек. Баст изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В некоторых мифах говорится, что в ранних династиях ее изображали в виде львицы. Почиталась как дочь бога солнца Ра, считалась всевидящей и даже занимала место в его страже. Ее матерью была Хатор-Луна. Мужем ее иногда называли Птаха - одного из древнейших богов древнеегипетского пантеона, бога искусств и ремесел. У Баст был сын Махес - бог грозы и бури. В некоторых случаях она отождествлялась с Мут и Тефнут, а в Древней Греции с Артемидой. Часто упоминается, что Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная). Существует несколько легенд о Бастет, совершенно разных и интересных. В мифе, в котором бог Ра покарал человечество за грехи, она приняла свою вторую половину и превратилась в львицу, которая однажды едва не уничтожила все человечество. Её удалось усмирить лишь с помощью хитрости — по земле было разлито пиво, подкрашенное минеральными красителями в красный цвет. Львица приняла эту жидкость за кровь, напилась и уснула.

Статуэтка богини Бастет
Бронза. XXVI дин.
Лондон, Британский музей

Существует и другой миф, который повествует историю о бабочке. Богиня Бастет однажды вечером в своём дворце зажгла огонь в очаге и подсела к огню, задумавшись о чём-то своём, божественном. В этот момент прилетела бабочка, начала вокруг огня кружиться, отдаляясь и снова приближаясь к языкам пламени. Бастет рассердилась, так как думала о серьезных вещах и решила, что она прилетела ей помешать. Бабочка же продолжала кружиться вокруг огня. Баст попыталась прогнать незваную гостью, но боялась обжечься, и потому у неё ничего не получалось. Она позвала Гора, бога погибающей и возрождающейся природы. Богиня сказала, что  думала о вечном, о своей божественной природе, а бабочка же прилетела и начала отвлекать. Потом Бастет попросила прогнать ее. Но Гор, вместо того, чтобы прогнать бабочку, задумался. Он долго молчал, а потом, глядя на кипящую от негодования богиню, попросил ее сказать, красива ли бабочка? На что Бастет растерявшись, ответила, что она - всего лишь бабочка. Но Гор ничего не ответил, он только  смотрел на кошку, ожидая ответа. Наконец, Бастет повернулась к огню и рассмотрела бьющуюся в опасной близости от пламени бабочку. Ее крылья были уже в подпалинах, но она по-прежнему стремилась к огню, который убивал ее. Баст говорила о том, что она гораздо более красива, чем эта бабочка. Потому что она - богиня. А бабочка, даже если не сгорит сегодня, умрёт завтра. Её жизнь - это всего лишь мгновение, она ничто, красивое, но ничто. Гор задумчиво посмотрел на богиню и сказал, что не может познать правду о бабочке без ее ответа. Потом он закрыл глаза и задумался ещё сильнее. Он стремился постичь правду о бабочке. Бастет, глядя на него, тоже закрыла глаза и задумалась. Она поняла, что не стремилась постичь правду, хотя, будучи богиней, должна была это сделать. Когда Бастет открыла глаза, Гор наблюдал за ней. Богине стало стыдно: она не смогла познать правду о бабочке, потому что задумалась о себе, о своей божественной природе. Она спросила Гора - смог ли он познать правду, и он ответил, что смог. Потом она спросила его вновь – какова она? Гор же, вместо того, чтобы ответить, поднялся и пошёл к выходу. Бастет смотрела ему вслед, потом побежала вдогонку и начала говорить ему, что он не может уйти, не дав ей ответа. Гор остановился и, не оборачиваясь, спросил – почему? Она ответила, потому что будет несчастна, так как не смогла решить задачу! Гор повернулся к бушующей Бастет, улыбнулся ей и сказал, что она познала правду о бабочке. Это был ее покой. В этот момент бабочка, последний раз взмахнув крыльями, упала в огонь. Небольшая горсть искр взметнулась над пламенем и опала.

 

Образы и символы мифа

 

Статуя богини Бастет в образе кошки

Бастет называли матерью всех кошек. Мифы о Баст создают образ ласковой, изящной и заботливой защитницы. Поскольку могущество Бастет распространялось на самые разнообразные явления, ее культ сопровождала множественная символика. Одним из важных символов являлись четыре котенка, которые изображались в ее ногах, они как раз и показывали ее плодородие, покровительство детям, матерям и кошкам. Особым даром богини была интуиция, которая во многом ей помогала.

Чаще всего Баст изображалась в двух позах –  стоя и сидя. Причем сидя она была, только в образе кошки, не имея другого вида. Руки стоящей Баст не были пусты: в правой она держала скипетр или эгиду, в левой руке – систр, а на локте висела корзина. Каждый из этих символов исполнен смысла и говорит о характере богини. Систр – древнеегипетская храмовая погремушка. Состоит из рамки с рукояткой, сквозь которую проходили 3-4 свободных стержня с загнутыми концами, стрежни позвякивали при встряхивании. Рукоятки систров обычно изготавливали в виде кошки с человеческим лицом. Систр –  это символ веселья, праздника, радости, счастья. По преданиям, гармоничный и таинственный звук систра имел удивительные магические свойства: он пробуждал человека к жизни, лечил и успокаивал душу и тело, возвращал надежду и радость, дарил любовь, вдохновение и счастье. Также он являлся символом плодородия. Корзина - не иначе как для собранного урожая, который был бы невозможен без любви, солнечного света, тепла и энергии. Эгида или папирусовый скипетр – символ вечной молодости и счастья, которые ждут каждого в загробном царстве.

Памятники богине чаще всего создавались из камня или бронзы. Так же символами Баст выступали изображения кошек, статуэтки и «кошачьи» амулеты, которые должны были принести их обладателю успех в любви и уберечь от зла и темных сил.

 

Коммуникативные средства создания образов и символов

 

Карта археологической зоны Телль Баста

Прежде всего формированию отношения к Бастет способствовали упоминания о городе Тель Баста или Бубастис. Он был некогда одним из крупнейших городов нильской дельты и славился почитанием священных кошек, над которыми владычествовала местная

богиня Бастет. Город занимал важное стратегическое положение: торговые экспедиции уходили из него на Синай за медью и бирюзой; отсюда же отправлялись на завоевание Азии египетские военные экспедиции. Пик политической значимости города пришелся на время правления XXII династии.

Большое количество сведений были получены, когда был найден храм богини. Святилище целиком, за исключением входа, лежало на острове. Храм был расположен в центре города и был виден со всех сторон. Так как город этот поднят насыпью, а святилище осталось на своём прежнем месте, то поэтому оно и доступно обозрению со всех сторон. Храм огражден стеной, украшенной рельефами, а внутри его – роща с могучими деревьями, которыми обсажено высокое храмовое здание со статуей богини. От входа вела дорога, мощенная камнем через городскую рыночную площадь на восток. По обеим сторонам дороги стояли высокие до небес деревья. Ворота высотой в 18 метром украшены вырезанными на камне фигурами. В тени деревьев к зданию Храма от реки Нил подходили два канала каждый шириной по 30 метров и осенённые деревьями.

Панорама храма Бастет с упавшими колоннами
XIX–XXII дин.

Укреплению культа способствовало проведение ежегодного праздника. В Древнем Египте 15 апреля отмечали праздник богини Баст. В честь Бастет в Египте ежегодно устраивали огромную ярмарку, а тысячи поклонников ее культа путешествовали по Нилу под звуки флейт и трещоток. В это день у богини просили благословения для домашних кошек.

О Бастет писал известный античный историк – Геродот. Он  оставил нам живое описание ежегодного фестиваля в честь Бастет, во время которого «выпивают виноградного вина больше, чем за весь год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700 000 людей обоего пола, не считая детей». Он же описывал великолепный портик храма богини, который находился в низине, в центре города и был виден отовсюду, где бы ни находился зритель.

Блок с хоровым именем
царя Хуфу
Из раскопок Э. Навилля в
Бубастисе. IV дин.
Лондон, Британский музей

Роль культа Бастет показывают и упоминания о кладбищах кошек. В 1890-х годах вблизи Бубастиса было найдено целое кладбище кошек.

 Среди многочисленных кошачьих останков исследователи обнаружили несколько мумий, которые значительно отличались от остальных. Их мумифицировали с особой тщательностью и погребали в солидных каменных или деревянных саркофагах. В загробный мир они отправлялись не налегке, а нагруженные украшениями, амулетами и другими дорогими подарками. Археологам также попалось несколько ложных мумий — пустые или неполные коконы, в которых лежали пара костей и какой-то неорганический наполнитель. Видимо, жрецы продавали их по дешевке бедным паломникам. Купив такую мумию, египтянин, тем не менее, имел возможность обратиться с просьбой к милостивой Бастет.

Помимо сведений из города Тель Баста мы смогли узнать и о других городах, в которых поклонялись великой Бастет. Значительное поселение существовало  уже в конце додинастического периода; позже город был знаменитым и процветающим вплоть до римского времени, когда звезда города богини Бастет закатилась, а неподалеку вырос новый торговый центр, город Бильбейс, притянувший к себе жителей старой столицы. Его дома и дворцы строили из камней древних святилищ Бубастиса.

 

Социальное значение мифа

 

Статуэтка богини Бастет в образе кошки
Каир, Египетский музей

В других странах были покровительницы кошек, но самой известной и почитаемой до сих пор является египетская богиня Бастет. В ее честь строились целые города. Даже в Александрии был найден храм посвященный Баст.. Именно богиня стала символом заботы о кошках. Почти у каждого египтянина была кошка, за которой ухаживали как за самым дорогим существом.

Бастет имеет очень дуалистичную натуру, она может быть и воинственной, храброй, но и нежной, заботливой и мягкой. Она является олицетворением женского начала. Ведь именно эта богиня почиталась, как защитница всех женщин, детей и кошек. К ней можно было обратиться с любой просьбой, также ее роль очень велика как хранительницы очага. Именно поэтому Бастет стала столь важна, как многогранный образ, для всего Древнего Египта.

На праздниках в честь Баст было много народа и всегда было очень весело. Праздники сопровождали звуки музыки и танцев. Но и не забывали о религиозных ритуалах. В такие дни  Бастет просили вылечить домашних кошек.

 Во время ежегодных празднеств статую богини выносили из храма и торжественно перевозили вдоль берегов Нила.

Бастет олицетворяет величие, женскую красоту, грацию, доброту, радость, веселье и любовь. В тоже время она является защитницей и может проявить огромную силу. Именно сочетание данных качеств смогло поставить Бастет в ряд самых величественных египетских Богов. Такой образ является очень привлекательным, особенно для женщин.