PR в библейской мифологии

Черезова Галина

Дева Мария

 

 

Краткое содержание мифа

 

Божья Матерь с младенцем
(XVI-XVII вв., Несебырская школа)

Дева Мария (8 сентября 20 до н.э.? — 15 августа, 45 н.э.?) - мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых фигур в христианстве. В православии, католицизме и других традиционных церквях ее принято называть Богородицей.    

Родители Девы Марии, праведные жители Иерусалима Иоаким и Анна, всю жизнь молились Богу о ниспослании им детей, и когда они достигли пожилого возраста, им явился Ангел Господень с вестью о том, что скоро у них родится ребенок, о котором будет говорить весь мир. Вскоре Анна зачала и через 9 месяцев родила девочку, которую нарекли Марией. Когда Мария подросла, ее отвели в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия, как это было принято в то время. В 12 лет  Мария дала обет вечного девства, а в 18 лет родители отдали ее замуж за пожилого иудея Иосифа, который очень уважал ее обещание Господу. В его доме Мария пряла пряжу, которая использовалась в храме для алтаря. Однажды во время работы девушке явился Ангел и возвестил о том, что скоро у нее родится младенец, Сын Божий, Спаситель человечества. Христиане вспоминают об этом событии в праздник Благовещения. Мария была очень удивлена, потому что хранила свой обет и не собиралась его нарушать. Ее супруг тоже был опечален и удивлен, когда ее беременность стала заметной для окружающих, и собрался уже выгонять Марию из дома как неверную жену, но явившийся ему Архангел Гавриил возвестил о том, что Мария зачала от Духа Святого и честна перед супругом.

Рождество Иисуса Христа.  Незадолго перед родами в Иудее была объявлена перепись населения, и Иосиф с Марией отправились в город Вифлеем, как представители рода Давида. Поскольку туда пришел народ со всей страны, все гостиницы были заняты, и многие путешественники останавливались в стойлах. Именно там, в яслях (кормушке для животных) и родился младенец Иисус. Там и нашли его пастухи и волхвы, которые пришли поклониться Спасителю и принести Ему свои дары. Волхвы шли с Востока, так как незадолго до этого они увидели на небе знамение – новую звезду, которая возвещала о рождении сына Божьего на земле. Волхвы были астрологами, и уже давно высчитав это великое событие, ждали появление знака, который бы подсказал им о свершении предсказания. Пастухи, которые пришли к Иисусу, пасли овец в окрестностях Вифлеема, и вдруг им явился Ангел Божий, объявив, что в городе Давида родился великий младенец, который наречется Спасителем мира. И пастухи, бросив все, отправились в Вифлеем, и Ангел указывал им путь.

На 40 день родители принесли Иисуса в Иерусалимский храм, на ступенях которого встретили Симеона Богоприимца, известного праведника, которому когда-то Дух Святой предрек, что он не умрет, пока не узрит Христа. Симеон, поклонившись Спасителю, даровал ему свои благословения, а Марии предсказал будущие страдания, сказав, что оружие пронзит ее душу. Так появилась икона «Семистрельная», на которой Богородица изображена с пронзающими сердце стрелами, символом материнских мук и боли за смерть своего единственного сына. Православные христиане вспоминают о встрече Симеона и Христа во время праздника Сретения Господня, считая это событие прообразом встречи Спасителя Мира с человечеством, которое олицетворял Богоприимец.

Бегство Марии в Египет. Когда волхвы, ведомые путеводной звездой, пришли в Вифлеем, они направились к царю Ироду, полагая, что он может знать, где искать родившегося младенца, будущего Царя Иудейского (в гороскопе Иисуса они увидели, что он станет Царем Иудеи в символическом, духовном смысле). Но Ирод воспринял их вопрос буквально и очень испугался, попросив их непременно сообщить ему о том, когда они найдут Иисуса. Но волхвы нарушили свое обещание, и царь Ирод, испуганный, что его свергнут с трона, решил убить всех младенцев, недавно рожденных в Вифлееме. Иосифу во сне явился Ангел и сообщил том, что грядет великое избиение младенцев, поэтому Иосиф со своим семейством должен срочно покинуть город. На следующий день супруги направились в Египет, спасаясь от чудовищных злодеяний Ирода, и прожили в Египте до самой смерти царя. Впоследствии, узнав о том, что в Вифлееме царствует сын Ирода, они не решились остановиться в этом городе и поселились в Назарете.

Дальнейшая жизнь Богородицы. Богородица не часто упоминается в Евангелии, и все свидетельства о дальнейшей ее жизни, к сожалению, весьма скупы и разрозненны. Собирая крупицы ее биографии, становится ясно, что она всегда была рядом со своим сыном, сопровождая его в поездках и помогая в проповеднической деятельности. Во время распятия она стояла у креста, и    Иисус, умирая, попросил апостола Иоанна заботиться о ней. Жизнь Марии была полна переживаний и страданий, которые могут понять лишь матери. Она мучилась, видя, как первосвященники не принимают ее сына. Ее сердце обливалось кровью, когда Пилат отдал Иисуса на распятие. Она теряла сознание от боли, когда в ладони ее единственного сына вбивали гвозди. Она чувствовала Его боль, как свою, и ее любящее материнское сердце еле выдерживало эти мучения. Богородица изначально знала, какая судьба ждет Иисуса, и поэтому не было дня в ее жизни, когда острые стрелы скорби не пронзали бы ее душу. Предсказание Симеона Богоприимца сбылось. Мария сознательно отдала сына своего на растерзание, да и был ли у нее выбор? Как она могла противиться воле Всевышнего? Она принесла свою жизнь в жертву Тому, кто спас весь мир… Богородица была с женами-мироносицами, которые пришли в пещеру намазать тело Иисуса елеем. Она не отходила от сына своего после воскресения и пребывала среди апостолов с момента вознесения Христа, при сошествии Духа Святого и во время апостольской проповеди христианства в последующие годы. Когда ученики Иисуса кидали жребий по распределению земель для распространения учения Христа, Марии выпала Грузия. Но явившийся Ангел Господень повелел ей проповедовать среди язычников на Афоне, который сейчас считается обителью монашества и Домом Богородицы.

Дева Мария умерла в 48 лет в Иерусалиме, и к ее гробу съехались апостолы, только апостол Фома не успел проститься с Марией. По его просьбе гроб был открыт, но к удивлению всех присутствующих, он оказался пустым. По преданию, Иисус спустился с неба за своей Матерью и вознес ее в Царство Божье.

 

Образы и символы мифа

 

Мадонна с младенцем (Мадонна Литта).
Леонардо да Винчи. 1490 - 1491г

Богоматерь есть прообраз совершенного человека, в котором воплощается все самое лучшее, что есть в Творении. Она и небо, и земля, и лестница, соединяющая небо и землю. Она есть символ настоящей Божественной Любви, к которой может прикоснуться любой верующий во время молитвы или посещения святых мест.

Одним из главных символов Богородицы считают Лестницу Иакова (Мария является связующим звеном, соединяющим небо и землю). Она как лестница, которая ведет человечество к Богу через обожествление плоти. Неопалимая купина (горящий, но не сгорающий терновый куст, из которого проявился сам Господь перед Моисеем на горе Синай) также является знаком Богоматери, возвещающим о непорочном  зачатии Иисуса от Духа Святого.

Также Деву Марию называют «сосудом с манной», потому что ее сын является хлебом жизни, способным утолить духовный голод человека.

Скиния собрания, походный еврейский храм, в котором хранится Ковчег Завета и приносятся жертвоприношения, также считается образом Богоматери как хранительницы всех духовных традиций христианства.

Гора Нерукосечная с отвалившимся от нее камнем - аллегория, связанная с Богоматерью, где отвалившийся камень – Иисус Христос. На многих иконах Богородицу изображают на этой горе в окружении остальных символов.   

 

Коммуникативные средства создания образов и символов

 

Икона Богородицы «Всех Скорбящих Радость»
(последняя четверть XVIII века)

Самым известным произведением, повествующем нам о жизни Девы Марии, является, несомненно, Библия. Библейские фрагменты, посвящённые Богородице, делятся на прямые упоминания (в Евангелиях, Деяниях апостолов и Посланиях), а также ветхозаветные пророчества о Деве, которой надлежит стать матерью Христа и библейские прообразы, символически говорящие о спасительной миссии Марии.

Богородица с древнейших времен описывалась церковными историками (Никифор Каллиста, монах Епифаний и др.), изображалась величайшими скульпторами и художниками (Леонардо да Винчи, Тициан, Рафаэль), писалась на иконах такими мастерами иконописи как Феофан Грек, Андрей Рублев, евангелист Лука, Иван Безмин и многие другие. Многие иконы и статуи Девы Марии окружены глубоким почитанием и считаются чудотворными. Наиболее известны чудотворные статуи в монастыре Монтсеррат (Испания), в австрийском Мариацелле и в мексиканском городе Халиско. Другой известной мексиканской святыней является образ Девы Марии Гваделупской (Мехико). В восточной Европе среди почитаемых святынь выделяются Ченстоховская икона Божией Матери (Ченстохова, Польша) и Остробрамская икона Божией Матери (Вильнюс, Литва). Все эти города, наряду с такими местами явлений Богородицы, как Лурд и Фатима, служат объектами массовых паломничеств. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах. В западноевропейской живописи традиционный атрибут Марии — белая лилия, символ непорочности.

Помимо изображений нельзя не упомянуть многочисленные праздники, посвященные Богородице – Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение, Успение и многие другие, которые каждый год празднуются верующими людьми во всем мире, которые, тем самым, показывают свою любовь, преданность и глубокое уважение Деве Марии.

 

Социальное значение мифа

Сикстинская Мадонна. Рафаэль

В православной традиции любовь к Христу неотделима от любви к Божьей Матери, которая является Заступницей всех христиан перед престолом Бога. В этом вопросе православные и католики расходятся с протестантами, которые, следуя идеям Реформации, считают, что между Богом и человеком не может быть посредников, и отвергают Божественность Девы Марии.

Богородица является символом освящения и прославления человеческого естества, потому что она первая среди людей удостоилась принятия в себя духа Святого, который вошел в нее во время Благовещения. Православие не согласно с католицизмом в том, что Дева Мария также была зачата непорочно, это отделяет ее от человечества, которому она показала на своем примере, как быть настоящим христианином. Она прошла вместе с Христом весь Его путь – от рождения до Голгофы. И также любой христианин может последовать за Спасителем в своей каждодневной жизни, распяв свои грехи и страсти. В Богоматери впервые соединились премудрость земная и небесная, поэтому в ней и сокрыта тайна христианства и его конечная цель. Матерь Христа и сейчас освящает мир своей Любовью и Чистотой, хранит его от бед и невзгод своим покровом. Нигде так не почитают Божью Матерь, как в православной Церкви. Ей посвящено множество праздников, и ни одно богослужение не обходится без молитвенного обращения к Ней.