PR в библейской мифологии
Новак Евгения
Давид и Голиаф
Краткое содержание мифа
Микеланджело
Статуя Давида. 1501-1504
Академия изящных искусств
Флоренция
Давид — одна из величайших личностей еврейской истории. Библия повествует о нем более подробно, чем о какой-либо другой исторической личности, за исключением Моисея. Давид объединил разрозненные израильские племена в единый народ и превратил царство Израиля в могущественное государство.
Давид был вторым царем Израиля. Он являлся младшим сыном Иессея - вифлеемлянина из колена Иуды. Давид царствовал 40 лет (ок. 1005 — 965 до н. э.): семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи, затем 33 года — царём объединенного царства Израиля и Иудеи.
Один из самых известных эпизодов Ветхого Завета - это история Давида и Голиафа. Библия рассказывает, что Давид со своей семьей жил в городе Вифлееме, к югу от Иерусалима. Он был младшим из восьми сыновей. Трое его старших братьев сражались в армии царя Саула, а Давид пас овец своего отца на полях Вифлеема. Он был прилежным пастухом и делал все, чтоб уберечь свое стадо.
В то время народ Израиля вел войну против филистимлян. Среди воинов филистимлян было много гигантов. Самым мощным и сильным из них был трехметровый Голиаф, вселявший страх в сердца всех солдат царя Саула. А тогда существовал обычай: когда два войска сходились для битвы, из каждого из них выходил один солдат и они устраивали честный поединок. В таких поединках Голиаф уже поразил многих лучших воинов Саула.
Отец велел Давиду каждый день носить братьям пищу и воду, а потом возвращаться домой и рассказывать, что происходит на поле боя.
Однажды Давид вошел в лагерь царя Саула и услышал крики Голиафа. Он спросил братьев, кто это так громко кричит, и они рассказали ему о гиганте.
Давид знал, что Господь хранит его. Поэтому он отправился к царю Саулу и заявил, что сможет поразить великана.
Царь Саул рассмеялся и ответил:
- Ты не сможешь победить этого человека, Давид. Ты очень молод и никогда не воевал, а Голиаф учился быть воином много лет.
Давид ответил:
- Я пас овец моего отца, и когда медведь или лев хотели утащить ягненка, я устремлялся в погоню и убивал их. Господь хранил меня от диких зверей, Он сохранит меня и от руки этого филистимлянина.
Храбрость юноши впечатлила Саула и он сказал:
- Прекрасно, но позволь мне дать тебе оружие, чтобы у тебя был хотя бы шанс на спасение.
Царь одел Давида в тяжелую металлическую кольчугу и шлем, дал ему прочный щит и огромный меч. Но Давид не привык к военным доспехам и чувствовал себя в них неудобно. Он поблагодарил Саула за помощь и сказал:
- Если мне суждено победить Голиафа, то я должен это сделать по-своему. Господь хранил меня ото льва и медведя, Он сохранит меня и сейчас. Я верую в Него, и ничего другого мне не нужно.
Он снял кольчугу и шлем, положил на землю щит и меч. Потом взял свой деревянный посох и пращу, подобрал с земли пять гладких круглых камней и осторожно положил их в свой пастуший мешок.
Завидев Давида, великан Голиаф разразился смехом:
- Ты меня оскорбил! Разве я пес тебе, чтобы подходить ко мне с камнями и палкой!
Давид ответил:
- Ты можешь искать помощи у меча и копья, но у меня есть вера – а ее сила непобедима.
С этими словами Давид вытащил из сумки гладкий круглый камень, положил его в пращу, отвел назад руку и выпустил камень. Камень поразил Голиафа в лоб, и гигант с ужасным грохотом упал навзничь. Давид быстро подбежал к поверженному врагу, выхватил меч и отрубил ему голову.
Увидев, что случилось с их героем, филистимляне обратились в бегство, но солдаты царя Саула, вдохновленные храбростью Давида, кинулись в погоню и разгромили вражеское войско.
Образы и символы мифа
Караваджо. Давид с головой Голиафа
1606-1607. Галерея Боргезе, Рим
Давид - это один из самых ярких образов во всем Ветхом Завете. Он воплощает в себе образ храброго и уверенного в своих силах война. Давид является образом идеального властителя. Согласно еврейскому преданию, из рода Давида выйдет Мессия. Со временем образ Давида приобретает черты бессмертного царя-спасителя. Вечным представляется и «град Давидов» (Иерусалим) как место будущего избавления народа. В духе богословского толкования ветхозаветных персонажей Давид оказывается «прообразом», «типом», т. е. предшествующим воплощением Иисуса Христа, а эпизоды жизни Давида истолковываются как спасительные деяния Иисуса.
Безусловно, образ Давида сопровождается символами, среди которых - праща и камни. Они символизируют веру в Господа Бога, благодаря которой Давид одолел гиганта. Также символом в этом библейском сюжете является отрубленная голова Голиафа, которая воплощает в себе победу добра над злом.
Коммуникативные средства создания образов и символов
Тициан. Давид и Голиаф. 1542-1544
Собор Санта-Мария дела Салюте, Венеция
Давиду посвящено немало произведений искусства разных эпох и поколений. Наиболее популярно изображение Давида как победителя Голиафа. Его образ использовался в пластике раннехристианских саркофагов, росписях в римских катакомбах, скульптуре собора в Реймсе (13 в). К образу Давида обращались крупнейшие мастера скульптуры (Донателло, Бернини, Микеланджело), а также великие живописцы (Тициан, А. Поллайоло, Караваджо, Г. Рени, Гверчино, Н. Пуссен, Рембрант и др.). В художественной литературе сюжету поединка Давида с Голиафом посвящён ряд произведений. В том числе и стихотворение А.С. Пушкина:
Певец-Давид был ростом мал,
Но повалил же Голиафа,
Который был и генерал,
И, побожусь, не ниже графа.
В числе произведений 20 века - драма А. Пауля "Давид и Голиаф" и роман французского писателя Жеральда Мессадье «Царь Давид».
Среди композиторов, обращавшихся к истории Давида в 15-17 веках, - Жоскен де Пре, Г. Шюц. В числе произведений 18-19 вв. - оперы М. А. Шарпантье "Давид и Ионафан", А. Кальдара "Кающийся Давид", Н. Порпоры "Давид и Вирсавия", П. А. Гульельми "Триумф Давида", оратории К. А. Вадиа, Моцарта, Н. Цингарелли, кантата Ж. Визе "Давид". Наиболее значительные из произведений 20 века - симфоническая поэма Й. Вагенара "Саул и Давид", оратория А. Онеггера "Давид", симфония М. Авидома "Давид", оперы Л. Кортезе "Давид, царь-пастух" и Д. Мийо "Давид". В 19-20 вв. музыку на тексты псалмов создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Ф. Шуберт, И. Брамс, Ф. Лист, А. Брукнер, М. Регер, И. Ф. Стравинский ("Симфония псалмов"), А. Шёнберг и другие композиторы.
Социальное значение мифа
Бернини. Давид. 1623
Галерея Боргезе, Рим
Многим была известна история о Давиде и Голиафе. Эта одно из древнейших повествований, которое чаще других повторяется в Библии. Эту историю часто рассказывали, чтобы показать пример того, как слабый, но храбрый войн одолел сильного врага.
Победа над великаном Голиафом превратила Давида в типологический прообраз Иисуса, который поборол дьявола. Поединок с грозным великаном рассматривался как поединок Христа с антихристом. Вера в "сына Давидова" Иисуса стала центральным моментом христианства.
По еврейской традиции считалось, что из рода Давида должен прийти Мессия, который преобразит мир насилия и эгоизма в мир, где не будет войн, и вся земля наполнится любовью к Богу и к людям.
Древние сказания часто обретали сугубо современный и не связанный с религиозной символикой смысл. Так было и в ренессансной Флоренции. Для флорентийцев Давид стал национальным героем. В юном победителе Голиафа они видели символ своего города, который отстаивал независимость в борьбе с могущественными соседями.
И, несомненно, что сегодня для всех нас эта история является примером храбрости и огромной уверенности в своих силах во всех трудных периодах жизни.