PR в Античной мифологии

Доброскоченко Ольга

Тантал

 

 

Краткое содержание мифа

 

Тантал
Вазописец Клеофрада
Менада. Фрагмент росписи амфоры
Около 500 - 490 гг. до н. э.

Тантал (др.-греч. Τάντᾰλος) - герой, сын Зевса и Плуто, царствовавший в области горы Сипила в южной Фригии (Малая Азия) и славившийся своим богатством. По одной из версий мифа, он был женат на дочери бога златоносной реки Пактола. Пользуясь благосклонностью олимпийских богов, он был удостоен чести принимать участие в их пирах, но отплатил им за это неблагодарностью. В греческой мифологии Тантал показан как человек властолюбивый и готовый на всё ради своего тщеславия, даже на вероломство по отношению к богам.

По преданию, в Лидии, у горы Сипила, находился богатый город, называвшийся по имени горы Сипилом. В этом городе правил любимец богов, сын Зевса Тантал. Всем в изобилии наградили его боги. Не было на земле никого, кто был бы богаче и счастливее царя Сипила, Тантала. Неисчислимые богатства давали ему богатейшие золотые рудники на горе Сипиле. Ни у кого не было таких плодородных полей, никому не приносили таких прекрасных плодов сады и виноградники. На лугах Тантала, любимца богов, паслись громадные стада тонкорунных овец, круторогих быков, коров и табуны быстрых, как ветер, коней.

У царя Тантала был избыток во всем. Он мог бы жить в счастье и довольстве до глубокой старости, но погубили его чрезмерная гордость и преступление. Боги смотрели на своего любимца Тантала, как на равного себе. Олимпийцы часто приходили в сияющие золотом чертоги Тантала и весело пировали с ним. Даже на светлый Олимп, куда не всходит ни один смертный, не раз всходил по зову богов Тантал. Там он принимал участие в совете богов и пировал за одним столом с ними во дворце своего отца, громовержца Зевса. От такого великого счастья Тантал возгордился. Он стал считать себя равным даже самому тучегонителю Зевсу. Часто, возвращаясь с Олимпа, Тантал брал с собой пищу богов – амброзию и нектар – и давал их своим смертным друзьям, пируя с ними у себя во дворце. Даже те решения, которые принимали боги, совещаясь на светлом Олимпе о судьбе мира, Тантал сообщал людям; он не хранил тайн, которые поверял ему отец его Зевс. Однажды во время пира на Олимпе великий сын Крона обратился к Танталу и сказал ему:

– Сын мой, я исполню все, что ты пожелаешь, проси у меня все, что хочешь. Из любви к тебе я исполню любую твою просьбу.

Но Тантал, забыв, что он только смертный, гордо ответил отцу своему, эгидодержавному Зевсу:

– Я не нуждаюсь в твоих милостях. Мне ничего не нужно. Жребий, выпавший мне на долю, прекрасней жребия бессмертных богов.

Громовержец ничего не ответил сыну. Он нахмурил грозно брови, но сдержал свой гнев. Он еще любил своего сына, несмотря на его высокомерие. Вскоре Тантал дважды жестоко оскорбил бессмертных богов. Только тогда Зевс наказал высокомерного. На Крите, родине громовержца, была золотая собака. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и питавшую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять свое святилище. Царь Эфеса Пандарей, прельщенный красотой и силой этой собаки, тайно приехал на Крит и увез ее на своем корабле с Крита. Но где же скрыть чудесное животное? Долго думал об этом Пандарей во время пути по морю и, наконец, решил отдать золотую собаку на хранение Танталу. Царь Сипила скрыл от богов чудесное животное. Разгневался Зевс. Призвал он сына своего, вестника богов Гермеса, и послал его к Танталу потребовать у него возвращения золотой собаки. В мгновение ока примчался с Олимпа в Сипил быстрый Гермес, предстал перед Танталом и сказал ему:

– Царь Эфеса, Пандарей, похитил на Крите из святилища Зевса золотую собаку и отдал ее на сохранение тебе. Все знают боги Олимпа, ничего не могут скрыть от них смертные! Верни собаку Зевсу. Остерегайся навлечь на себя гнев громовержца!

Тантал же так ответил вестнику богов:

– Напрасно грозишь ты мне гневом Зевса. Не видал я золотой собаки. Боги ошибаются, нет ее у меня.

Страшной клятвой поклялся Тантал в том, что говорит правду. Этой клятвой еще больше разгневал он Зевса. Таково было первое оскорбление, нанесенное Танталом богам. Но и теперь не наказал его громовержец.

Кару богов навлек на себя Тантал следующим, вторым оскорблением богов и страшным злодеянием. Когда олимпийцы собрались на пир во дворце Тантала, то он задумал испытать их всеведение. Царь Сипила не верил во всеведение олимпийцев. Тантал приготовил богам ужасную трапезу. Он убил своего сына Пелопса и его мясо под видом прекрасного блюда подал богам во время пира. Боги тотчас постигли злой умысел Тантала, никто из них не коснулся ужасного блюда. Лишь богиня Деметра, полная скорби по похищенной у нее дочери Персефоне, думая только о ней и в своем горе ничего не замечая вокруг, съела плечо юного Пелопса. Боги взяли ужасное блюдо, положили все мясо и кости Пелопса в котел и поставили его на ярко пылавший огонь. Гермес же своими чарами опять оживил мальчика. Предстал он перед богами еще прекраснее, чем был раньше, не хватало лишь у него того плеча, которое съела Деметра. По повелению Зевса великий Гефест тотчас изготовил Пелопсу плечо из блестящей слоновой кости. С тех пор у всех потомков Пелопса ярко-белое пятно на правом плече.

Преступление же Тантала переполнило чашу терпения великого царя богов и людей, Зевса. Громовержец низверг Тантала в мрачное царство брата своего Аида; там он и несет ужасное наказание. Мучимый жаждой и голодом, стоит он в прозрачной воде. Она доходит ему до самого подбородка. Ему лишь стоит наклониться, чтобы утолить свою мучительную жажду. Но едва наклоняется Тантал, как исчезает вода, и под ногами его лишь сухая черная земля. Над головой Тантала склоняются ветви плодородных деревьев: сочные фиги, румяные яблоки, гранаты, груши и оливы висят низко над его головой; почти касаются его волос тяжелые, спелые грозди винограда. Изнуренный голодом, Тантал протягивает руки за прекрасными плодами, но налетает порыв бурного ветра и уносит плодоносные ветки. Не только голод и жажда терзают Тантала, вечный страх сжимает его сердце. Над его головой нависла скала, едва держится она, грозит ежеминутно упасть и раздавить своей тяжестью Тантала. Так мучается царь Сипила, сын Зевса Тантал в царстве ужасного Аида вечным страхом, голодом и жаждой.

 

Образы и символы мифа

 

Миф о Тантале создает образ жестокого и тщеславного героя, который своей гордыней и желанием быть на одном уровне с богами Олимпа погубил не только свою судьбу, но и судьбу своего сына. Чтобы испытать всеведение богов, Тантал пригласил их к себе и в качестве угощения подал им мясо своего убитого сына Пелопа.

Высокомерие Тантала, не раз испытывало терпение его отца Зевса. Неоднократно  своими поступками Тантал навлекал на себя гнев громовержца, но любящий отец прощал своего глупого сына.

Наказание Тантала
Гравюра 18 в.

Сам миф пронизан многими примерами неблагодарности и неуступчивости Тантала. Символичность поведения сына Зевса заключается в первую очередь в том, что не было на земле никого, кто был бы богаче и счастливее царя Тантала, но, несмотря на все  привилегии дарованные богами Олимпа,  глупец Тантал возгордился и не оценил по достоинству доброту небожителей, за что был жестоко наказан.

Образ Тантала выступает в роле глупца, который  необдуманно играет с огнем, каждый раз проверяя терпение богов  своими провокационными  проступками, характер которых носит всё более и более изощренную форму.

Миф о Тантале гласит о том, что не стоит испытывать судьбу, иначе она жестоко накажет. Каждый негативный поступок против богов, изобличает какой-либо человеческий порок. Например, когда Тантал не хранил тайны, которые поверял ему отец его Зевс, говорит о болтливости и злословии рода человеческого. Из лучших побуждений, Зевс, предложил своему сыну исполнить любое его желание, но горделивый Тантал отверг его предложение, демонстрируя, каким может быть высокомерным и тщеславным человек. Сокрытие преступления, кражи золотой собаки, характеризует Тантала как предателя и обманщика, по отношению к своему родному отцу.

 За свою гордыню Тантала постигла злая участь, наказание богов носит символический характер. За свою жизнь Тантал испытывал жажду власти и превосходства над богами, а в царстве Аида он испытывал постоянную физическую жажду и, как и в жизни у нет возможности утолить её. Его загробная жизнь обречена на вечный голод и щемящий сердце страх, т.к. при жизни земной Тантал не страшился провоцировать небожителей. Он был жестоко наказан за свою попытку проверки всеведения богов и страдал вечно.

Образ и символ мифа о Тантале несет изобличающий смысл о том, что злодеяние и преступления против добродетелей будут жестоко наказаны, если не физическими муками, то моральными. 

 

Коммуникативные средства создания образов и символов

 

Сисиф, Иксион и Тантал в подземном царстве
Фрагмент рельефа римского саркофага
Ок. 170 г. н. э. Рим, музеи Ватикана

Миф о высокомерном Тантале, сыне Зевса, – интересная и одновременно страшная история. За свои злодеяния Тантал был наказан в подземном царстве вечными мучениями.

Жизнь его и поступки не были забыты и нашли своё отражение в различных литературных произведениях древности. Миф о Тантале был обработан Софоклом, но, к сожалению, его трагедия "Тантал" до наших дней не сохранилась, осталось лишь упоминание.  Платон неоднократно писал и рассказывал о герое мифа, а также позднее его вспоминали греческие и римские мифографы.

Своенравный сипилский царь стал действующим лицом трагедий Фриниха и Пратина «Тантал». Его поучительная судьба вдохновила Аристия и Аристарха Тегейского на создания произведения «Тантал» и даже у Сенеки в его трагедии «Фиест» появляется тень Тантала.

Пелоп на колеснице, рисунок на вазе

Миф о Тантале не оставил равнодушными и художников. Первым его изображение было выполнено греческим художником Полигнотом, который изобразил героя страдающим в Аиде. Позднее сына Зевса стали изображать на вазах: вазописец Клеофрада (около 500 - 490 гг. до н. э.), а также  убиенного Пелопа, сына Тантала.

Имя героя греческого мифа не оставило равнодушными не только людей искусства, но и представителей науки.

Химический элемент

В 1802 г. был открыт химический элемент Тантал  шведским химиком А.Г. Экебергом в двух минералах, найденных в Финляндии и Швеции. Данный элемент был назван в честь героя древнегреческой мифологии не просто так, а из-за трудностей его получения в чистом виде. Должно быть, не раз шведскому химику Экебергу пришлось вспомнить о танталовых муках, когда он безуспешно пытался растворить в кислотах «землю», открытую им в 1802 г., и выделить из нее новый элемент. Сколько раз, казалось, ученый был близок к цели, но выделить новый металл в чистом виде ему так и не удалось. Отсюда – «мученическое» название элемента №73.

Поучительная судьба неуступчивого Тантала еще неоднократно будет будоражить умы талантливых людей, готовых написать, изваять или как-то по-своему изобразить ошибки и последствия гордыни характера и тщеславия души древнегреческого героя.

 

Социальное значение мифа

 

Тантал
Джозеф Хейнц, 1535

В древнегреческой мифологии есть много героев, которые творили благие дела, прославляя своими деяниями богов олимпийцев и самих себя. Но, как правило, всему хорошему есть свои противоположности. Ярким доказательству тому является жизненный путь древнегреческого героя Тантала. Все его поступки имели только одно значение - доказать свое равенство с богами, а может даже и превзойти их.

Миф о Тантале породил известные крылатые выражения, которые ярко отразили итог его жизненного пути и прочно влились в повседневную речь людей.

Танталовы муки (муки Тантала)  - мучения, вызываемые близостью, кажущейся достижимостью желаемого и невозможностью осуществления, нестерпимые мученья от сознания близости желанной цели и невозможности ее достигнуть. Следствием негативного поведения Тантала по отношению к богам Олимпа, стало его нескончаемое мучение в Аиде, которое породило это выражение. Но необходимо отметить, что до этого устойчивого словосочетания, было еще одно. А именно «чаша терпения переполнена» - эта фраза отражает состояние человека на пике эмоциональной напряженности и гнева.  По греческой теории, данное выражение стало крылатым после того, как Зевс громовержец долго терпел высокомерие своего сына Тантала. Но его всепрощению настал конец, после жестокого преступления Тантала -  убийства своего сына Пелопа.

Миф о Тантале преподает урок и гласит о том что нужно бороться с гордыней и тщеславием в своей душе, быть благодарными и ценить всё хорошее, что нас окружает, стараться не испытывать судьбу и не пытаться её обмануть.