PR в Античной мифологии
Скупова Юлия
Хаитова Екатерина
Персефона
Краткое содержание мифа
![](assets/templates/mifologia/img/antichnost/persefona/persefona-1.jpg)
Прозерпина
Данте Габриэль Россетти, 1877 г.
Галерея Тейт. Лондон
Персефона (Кора, Прозерпина) – греческая богиня царства мертвых. Дочь великой богини плодородия Деметры и громовержца Зевса. Она повелевает демонами преисподней и разрывает последние связи умирающих с живыми.
По преданию, Персефона была очень красива и приглянулась брату Зевса Аиду, правившему миром мертвых. Зевс пообещал отдать ему в жены Персефону. Однажды, гуляя по Нисейской долине, Персефона увидела цветок необыкновенной красоты, который был выращен богиней земли Геей по просьбе Аида. И в тот миг, когда Персефона сорвала цветок, перед ней появился бог Аид в золотой колеснице, запряженной четырьмя темными конями. Он схватил Персефону, поднял ее на колесницу и скрылся в недрах земли. Никто не видел, как похитил Персефону мрачный Аид, видел лишь бог Солнца - Гелиос.
Богиня Деметра услышала крик Персефоны. Она поспешила в Нисейскую долину, всюду искала дочь, но нигде не могла найти. Тяжкая скорбь об утрате единственной дочери овладела сердцем Деметры. Одетая в темные одежды, девять дней блуждала Деметра по земле. Наконец обратилась она к богу Солнца Гелиосу с мольбой о помощи. Бог-Солнце рассказал ей, что нет Персефоны на земле. Громовержец-Зевс отдал ее в жены своему брату Аиду. Деметра разгневалась на Зевса, что он без ее согласия отдал Персефону. Она покинула Олимп, приняла вид простой смертной и долго блуждала между людьми, проливая горькие слезы. На земле началась засуха, перестало все расти. Всюду царил голод, слышались плач и стоны. Зевс не хотел, чтобы люди погибли, и тогда он послал к Деметре вестницу богов Ириду, пытаясь уговорить богиню вернуться обратно на Олимп. Но Деметра не хотела возвращаться, пока Аид не вернет ей Персефону. И тогда громовержец послал вестника богов Гермеса к Аиду с приказанием отпустить Персефону. Аид выполнил приказ, но перед этим дал Персефоне несколько гранатовых зернышек, которые она съела, тем самым обрекая себя на возвращение в царство мертвых, ибо по преданию, тот, кто вкусил пищу по ту сторону реки Стикс, обязательно вернется обратно.
![](assets/templates/mifologia/img/antichnost/persefona/persefona-2.jpg)
Алессандро Аллори. Похищение Прозерпины, 1570
Деметра встречала свою дочь со слезами радости на глазах. Вернувшись вместе на Олимп, Деметра вернула плодородие земле, и снова все зацвело, зазеленело. Но Аид не забыл напомнить о проглоченном Персефоной гранатовом зернышке. Тогда было решено, что две трети года Персефона будет жить с матерью на Олимпе, а на одну треть - возвращаться к своему супругу Аиду в царство мёртвых.
Но каждый год, когда Персефона покидает свою мать, Деметра погружается в печаль. И вся природа засыпает до её возвращения, пока Деметра грустит по дочери. Наступает зима. Природа спит, чтобы проснуться в радостном блеске весны тогда, когда вернется к своей матери из безрадостного царства Аида Персефона.
![](assets/templates/mifologia/img/antichnost/persefona/persefona-3.jpg)
Похищение Персефоны
Рембрандт, 1630
Gemäldegalerie, Берлин
Персефона мудро правит миром мертвых. Она помогает Богам и героям, попадающим в царство Аида. Однажды царь лапифов Пирифой и Тесей пытались похитить Персефону у Аида, за это Пирифой был прикован к скале, а Тесей с помощью Персефоны вернулся на землю.
Также Персефона, растроганная музыкой певца Орфея, вопреки всем правилам, позволила ему забрать свою возлюбленную Эвридику из мира мертвых. Однако у Орфея этого сделать не получилось по его же вине. Персефона строго настрого запретила Орфею оборачиваться по пути из царства мертвых, но он ослушался, и Эвридика навсегда осталась во владениях Аида.
Ещё Персефона помогла богине любви Афродите укрыть в своем царстве младенца Адониса. Но потом Персефона не захотела его возвращать обратно, и Адонис был обречен проводить треть года в царстве мертвых.
Образы и символы мифа
![](assets/templates/mifologia/img/antichnost/persefona/persefona-4.jpg)
Александр Исачев, Персефона
Образ Персефоны важен для древнегреческой мифологии. Он характеризует коварство богов, их жестокость даже по отношению друг к другу, но в то же время любовь Деметры и Персефоны – это наглядный пример любви матери и дочери.
Персефона правит в царстве мертвых не по своей воле, но при этом является властной, мудрой и справедливой царицей загробного мира.
Изображается богиня в виде молодой, красивой девушки с букетом цветов и снопом колосьев. Тем самым она олицетворяет весну, юность, возрождение. Часто она представляется как богиня наступающей весны.
Миф о похищении Персефоны Аидом и о её периодическом возвращении на Олимп символизирует собой смену времен года. Когда Персефона находится в царстве своего супруга (одна треть года), её мать Деметра печалится и наступает зима, когда же Персефона возвращается на землю, природа вновь оживает.
Гранатовые косточки, которые дает Персефоне Аид, символизируют принадлежность к миру мертвых. Косточки – символический атрибут царства Аида.
![](assets/templates/mifologia/img/antichnost/persefona/persefona-5.jpg)
Якопо дель Селлайо. Орфей в аду . Киев. Музей западного и восточного искусства
Также похищение Персефоны можно толковать как метафору статусно-возрастных изменений. Здесь имеется ввиду взросление девушки (Персефоны) и её неминуемое разлучение с близкими (матерью Деметрой) в связи с вступлением в брак (Аидом) и следующие за этим внутренние изменения девушки (медленное превращение из богини плодородия и весны в богиню подземного царства, из внутреннего ребенка в царицу мира мертвых).
Коммуникативные средства создания образов и символов
![](assets/templates/mifologia/img/antichnost/persefona/persefona-6.jpg)
Возвращение Персефоны
Фредерик Лейтон, 1891 г.
Культ Персефоны существовал в греческом городе Пилосе ещё в Микенскую эпоху. Персефона – древняя местная богиня, культ которой был распространен до вторжения греков на Балканский полуостров. У греков культ Персефоны сливается с культом местной богини земледелия Коры, впоследствии богини Кора и Персефона трансформировались в одну «Кору-Персефону».
Усилению культа богини способствовало её постоянное присоединение к величайшей богине земледелия Деметре. Однако нельзя говорить о возвеличении Персефоны только благодаря культу её матери.
Персефону почитали как законодательницу и покровительницу брачных и семейных отношений. Исходя из этого, можно предположить, что большую популярность она имела среди женщин Греции.
Персефона постоянно присутствовала в сознании людей как олицетворение смен времен года. Воспоминания о ней были неизбежны, в связи с природным циклом.
![](assets/templates/mifologia/img/antichnost/persefona/persefona-7.jpg)
Храм Деметры и Персефоны в Элевсине
Памятником страданий и радости встреч Деметры и Персефоны стал храм в Элевсине. Каждый сентябрь, на протяжении девяти дней там совершались инсценировки мифа о Деметре и Персефоне. Участники таинства были уверены в том, что таким образом они обеспечивают возвращение Персефоны, а вместе с тем и богатый урожай, даруемый землей.
Весной греки отмечали праздник, посвященный возвращению Персефоны из царства мертвых на землю. Проходили пышные празднества в честь наступления весны. Вся Греция радовалась и пела гимны в честь дочери Деметры Персефоны.
![](assets/templates/mifologia/img/antichnost/persefona/persefona-8.jpg)
Персефона
Данте Габриэль Россетти, 1877 г.
Манчестер, Картинная галерея
Также Персефоне и её матери посвящен праздник Тесмофории, справлявшийся при участии свободнорожденных женщин, во время посева в конце октября. Праздник длился 5 дней и справлялся отчасти в деме Галимунте на берегу Аттики, отчасти в городе. Это и народный, и национальный праздник, проводившийся на средства наиболее зажиточных и уважаемых женщин. В первый день праздника женщины собирались вместе и, шутя, отправлялись в Галимунт. Во второй день происходило жертвоприношение свиней. В третий день женщины шли в Афины, неся на головах священные книги с установлениями Деметры. В четвертый день женщины соблюдали пост и не должны были веселиться, а на пятый день всех ожидал пир с играми и плясками. Праздник Тесмофории нашел своё описание в комедии Аристофана «Женщины на празднике Тесмофорий».
Помимо Аристофана к образу Персефоны в своих произведениях обращались следующие писатели: Платон «Кратил», Гесиод «Теогония», Порфирий «О пещере нимф», Клавдиан «Похищение Прозерпины», Павсаний «Описание Эллады», Софокл «Эдип в Колоне», Овидий «Метамарфозы», «Фасты», Климент «Протрептик», Аппиан «Митридатовы войны», Гомер «Одиссея» и другие.
Не забывают про Персефону и в наши дни. Например, в 2002 году был снят мультфильм «Персефона» из серии «Анимационные сказки мира».
Социальное значение мифа
![](assets/templates/mifologia/img/antichnost/persefona/persefona-9.jpg)
Похищение Прозерпины
Джанлоренцо Бернини 1621-22 гг.
Галерея Боргезе, Рим
Значение мифа о Персефоне так же велико, как и значения любых других мифов, объясняющих происхождение мира и природные процессы, осуществляющиеся в нем. С помощью этой легенды люди объясняли и делали для себя понятной смену времен года. Не имея научных знаний, миф являлся основным средством познания окружающего мира.
Таким образом, миф о Персефоне давал людям представление о том, почему времена года сменяют друг друга.
Также данный миф учит мирному разрешению конфликтов и поиску компромиссов. Зевс мог бы не считаться с мнением Деметры, не приказывать Аиду вернуть Персефону на землю, не устанавливать время пребывания своей дочери на земле и в царстве мертвых. Однако конфликт был разрешен и все стороны остались довольны: Деметра могла радоваться присутствию дочери две трети года, Аид виделся с супругой всё остальное время, а Персефона стала царицей подземного мира и в то же время была крепко связана с миром земным и небесным.
В этом мифе отразились представления древних греков об умирающем и воскресающем божестве. Персефона как подземная богиня ведает плодородием земли и одновременно продолжает управлять подземным миром, проявляя при этом милосердие по отношению к героям и другим мифическим персонажам. С приходом Персефоны преобразился мир мёртвых. Она внесла свое тепло, веселье, легкость. Мрачное царство Аида и сама смерть перестали быть чем-то страшным, они приобрели другой смысл. Умирающие и их родственники были спокойны, они знали, что по ту сторону жизни их встретит добрая и справедливая правительница Персефона.
Персефона олицетворяет собой юную, прекрасную девушку, превратившуюся в сильную, мудрую и властную женщину, не потеряв при этом своей прежней очаровательности. Что может служить ярким примером для всех женщин.