PR в Античной мифологии
Шавырина Ольга
Гермес
Краткое содержание мифа
![](assets/templates/mifologia/img/antichnost/germes/germes-1.jpg)
Герме́с (др.-греч. Ἑρμῆς)— бог торговли, прибыли, дающий богатство и доход, которые зачастую сопровождаются плутовством и обманом. Это бог разумности, ловкости, юношества и атлетизма. Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников. Гермеса зачастую называют посланником, вестником богов и проводником душ умерших в подземное царство Аида.
Сын Зевса и Майи, внук Атланта, прадед Одиссея хитроумие которого - результат наследственности, полученной от божественного предка.
Был известен в Древнем Риме как Меркурий (от лат. Mercurius). Однако, согласно греческим филологам, было пять Гермесов:
- Сын Урана и Гемеры
- Сын Валента и Корониды, живёт под землёй, зовется Трофоний
- Сын Зевса третьего и Майи, отец Пана от Пенелопы
- Сын Нила, египетское божество
- Тот, убивший Аргуса и бежавший в Египет, сообщивший египтянам законы и письменность.
По преданию, когда маленький Гермес лежал еще в колыбели, он уже отличался хитростью и сообразительностью. Покинув свою колыбель, он отправился в Пиерию и угнал пятьдесят коров, которых пас Аполлон. Чтобы их не нашли по следам, он привязал к их ногам ветки (вариант — приспособил сандалии) и пригнал в Пилос, где укрыл в пещере. А сам, тем временем, из панциря большой черепахи и тонких кишок двух убитых коров сделал лиру, на которой было 7 струн. Однако Аполлону помогла в поисках коров вещая птица, она и привела его в Пилос. Бог стал расспрашивать местных жителей, те отвечали, что видели мальчика, гнавшего коров, но куда он их увел неизвестно — следов нет. Тогда Аполлон подумал и догадался, кто это сделал. Он пришел к Майе и обвинил Гермеса в краже. Но мать показала ему ребенка, лежащего в пеленках. Аполлон схватил его и отнес к Зевсу, отец стал расспрашивать мальчика, но тот все отрицал. Он уверял Аполлона, что и не думал красть у него коров и совершенно не знает, где они. Как ни изворачивался Гермес, как ни хитрил, все же Зевс велел ему отдать Аполлону похищенных коров. Тогда Гермес показал, где коровы, а сам сел неподалеку и начал играть на лире. Аполлон знал толк в музыке, он попросил лиру в обмен на коров. Гермес стал пасти коров, играя на свирели. Аполлон захотел иметь и этот инструмент и предложил свой жезл в обмен на свирель.
Легенды гласят, чтобы сделать бессмертным своего сына Эфалида, Гермес одарил его безграничной памятью. Как писал Аполлоний Родосский: «Даже когда он пересекал Ахеронт, реку в царстве мёртвых, забвение не поглотило его души; и хотя он живет то в обители теней, то в земном мире, залитом солнечным светом, он всегда сохраняет воспоминание о том, что видел».
Образы и символы мифа
![](assets/templates/mifologia/img/antichnost/germes/germes-3.jpg)
На первый взгляд может показаться, что Гермес – исключительно неприятный персонаж множества легенд и мифов по всему миру, ведь практически в каждом подобном сказании этот бог проявляет хитрость, лукавство и изворотливость. Ему с успехом удается обманывать всех вокруг и воровать. Но если отнестись с его образу более внимательно, то можно заметить, что Вестник богов наделен огромной проницательностью и глубоким умом, так как в противостоянии со столь сильными соперниками, как Аполлон, гигант Ипполит и даже сам Зевс, Гермес всегда выигрывает, даже не затевая драки.
Неизменными атрибутами образа Посланника богов, являются несколько предметов.
![](assets/templates/mifologia/img/antichnost/germes/germes-2.jpg)
Кадуцей
Кадуцей. Это жезл, который Гермес использует, чтобы усыплять людей или чтобы их будить. Он это часто делает тогда, когда ему надо передать послание от бога кому-нибудь из смертных, ведь чаще всего это делается во сне. Кадуцей – это символ примирения, он имел на себе две змеи (в другом варианте — две ленты), которые обвили посох в тот момент, когда Гермес решил испытать его, поместив между двумя борющимися змеями.
Широкополая шляпа петас и широкий плащ предназначенные для дальних путешествий, защищающие своего хозяина от палящих солнечных лучей на протяжении всего долгого пути.
Таларии - сапоги или сандалии с прикреплёнными к ним крылышками. Были подарены им Персею, чтобы помочь справиться с Медузой Горгоной. Давали возможность подниматься в воздух.
Как покровитель стад, Гермес иногда изображался с ягнёнком на плечах.
Коммуникативные средства создания образов и символов
Игривый нрав Гермеса изображается в мифах на примере шуток над многими представителями Олимпа, к примеру: еще младенцем Гермес украл скипетр у Зевса, трезубец у Посейдона, у Гефеста щипцы, у Афродиты пояс, золотые стрелы и лук у Аполлона и меч у Ареса.
![](assets/templates/mifologia/img/antichnost/germes/germes-4.jpg)
Изворотливый, ловкий, носящийся быстро, как мысль, по свету прекрасный сын Майи и Зевса, Гермес, уже в раннем детстве своем доказавший свою хитрость и ловкость, служил также и олицетворением юношеской силы и не по возрасту развитого ума. Жители Древней Греции почитали таланты Гермеса, его статуи стояли в большинстве гимназий, как ориентиры для молодых людей в их стремлении усовершенствовать свое тело и дух.
Храм Гермеса в Цирке Максимуса, между холмами Авентин и Палантин, был построен в 495 году до н.э. Это было соответствующие место, чтобы поклоняться быстрому богу торговли и путешествия, так как это был главный центр торговли. Внешне это строение представляло собой величественный собор высотой
Так как этот храм стоял между плебейской цитаделью на Авентине и центром патриция на Пфальцграфе, этот храм также подчеркивал роль Посланника, иначе говоря, Посредника.
Социальное значение мифа
Гермес не был столь популярен и почитаем у древних греков и римлян, как большинство других богов, как, к примеру, Зевс, Аид, Афродита и многие другие. О нем сложено довольно мало легенд, однако не стоит забывать о том вкладе в развитие культурной жизни людей, который он внес. К примеру, Посланник богов изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей. По преданию, мысль о создании первых семи букв пришла к нему в то время, как он наблюдал за полетом журавлей.
![](assets/templates/mifologia/img/antichnost/germes/germes-5.jpg)
В некоторых мифах Гермес предстает как покровитель магии и астрологии, и это неслучайно. В древности считалось, что именно он первым ввёл месяцы и исследовал ход небесных светил, а также установил порядок созвездий и поместил в небесах букву дельту — Дельтовидное созвездие.
Герменевтика происходит от греческого hermeneuo — "разъясняю", "истолковываю", этимологию этого слова связывают с именем Гермеса, что тоже вполне объяснимо. В широком смысле, это искусство истолкования и понимания, а в обязанность Гермеса входило истолкование и объяснение того текста, который он передавал от богов людям. Первые герменевтики-истолкователи, то есть те, кто занимались истолкованием профессионально, считали своим покровителем именно этого бога. Позднее, в герметических трактатах, он получил имя Гермеса Трисмегиста (Трижды величайшего) вследствие отождествления греками Гермеса с древнеегипетским богом Тотом — создателем письменности, покровителем творческих искусств, истолкователем и советником богов древнеегипетского пантеона. Сегодня герменевтика – это, с одной стороны, метод понимания, с другой - философское учение.
Гомер сочинил гимн «К Гермесу»:
Петь начинаю Гермеса Кнлленского, Аргоубийцу.
Благостный вестник богов, над Аркадией многовечной
И над Киллеиою царствует он. Родила его Майя.
Чести достойная дочерь Атяанта, в любви сочетавшись
С Зевсом-Крониоиом. Сонма блаженных богов избегал,
В густо тенистой пещере жила пышнокудрая нимфа.
Там-то на ложе взошел к ней Кронид непогодною ночью,
В пору как сладостный сон овладел белолокотвой Герой,
В тайне равно от бессмертных и смертных свершился союз их.
Радуйся с нами и ты, сын Зевса-владыки и Майи!
Песню начавши с тебя, приступаю к другому я гимну.