PR в Античной мифологии

Култышкина Анна

Гефест

 

 

Краткое содержание мифа

 

Гефест – бог-кузнец

Гефест, сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец, с которым никто не может сравниться в искусстве ковать, родился на светлом Олимпе слабым и хромым ребенком. В гнев пришла великая Гера, когда показали ей некрасивого, хилого сына. Она схватила его и сбросила с Олимпа вниз на далекую землю.

Долго несся по воздуху несчастный ребенок и упал, наконец, в волны безбрежного моря. Сжалились над ним морские богини - Эвринома, дочь великого Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Они подняли упавшего в море маленького Гефеста и унесли его с собой глубоко под воды седого Океана. Там, в лазурном гроте воспитали они Гефеста. Вырос бог Гефест некрасивым, хромым, но с могучими руками, широкой грудью и мускулистой шеей. Каким он был дивным художником в своем кузнечном ремесле! Много выковал он великолепных украшений из золота и серебра своим воспитательницам Эвриноме и Фетиде.

Долго Гефест таил в сердце гнев на мать свою, богиню Геру. Наконец решил отомстить ей за то, что она сбросила его с Олимпа. Он выковал золотое кресло необыкновенной красоты и послал его на Олимп в подарок матери. В восторг пришла жена громовержца Зевса, увидев чудесный подарок. Действительно, только царица богов и людей могла сидеть на кресле такой необычайной красоты. Но - о, ужас! Лишь только Гера села в кресло, как обвили ее несокрушимые путы, и Гера оказалась прикованной к креслу. Бросились боги ей на помощь.

Напрасно, - никто из них не был в силах освободить царицу Геру. Боги поняли, что только Гефест, выковавший кресло, может освободить свою великую мать.

Тотчас послали они бога Гермеса, вестника богов за богом-кузнецом. Вихрем помчался Гермес на край света к берегам Океана. В мгновение ока пронесся над землей и морем и явился в грот, где работал Гефест. Долго просил он Гефеста идти с ним на высокий Олимп - освободить царицу Геру, но наотрез отказался бог-кузнец: он помнил зло, которое причинила ему мать.

Не помогли ни просьбы, ни мольбы Гермеса. На помощь ему явился Дионис, веселый бог вина. С громким смехом поднес он Гефесту чашу благовонного вина, за ней другую, а за ней еще и еще. Охмелел Гефест, теперь можно было с ним сделать все - вести куда угодно. Бог вина Дионис победил Гефеста. Гермес и Дионис посадили Гефеста на осла и повезли на Олимп.

Греческий Гефест или римский Вулкан

Покачиваясь, ехал Гефест. Кругом Гефеста неслись в веселой пляске увитые плющом менады с тирсами в руках. Неуклюже прыгали охмелевшие сатиры. Дымились факелы, громко раздавались звон тимпанов, смех, гремели бубны. А впереди шел великий бог Дионис в венке из винограда и с тирсом. Весело двигалось шествие. Наконец пришли на Олимп. Гефест в один миг освободил свою мать, теперь уже он не помнил обиду.

Гефест остался жить на Олимпе. Он построил там богам величественные золотые дворцы и себе построил дворец из золота, серебра и бронзы. В нем он живет с женой своей, прекрасной, приветливой Харитой, богиней грации и красоты.

В этом же дворце находится и кузница Гефеста. Большую часть времени Гефест проводит в своей полной чудес кузнице. Посередине стоит громадная наковальня, в углу - горн с пылающим огнем и мехи. Дивные эти мехи - их не нужно приводить в движение руками, они повинуются слову Гефеста. Скажет он - и работают мехи, раздувая огонь в горне в ярко пышащее пламя. Покрытый потом, весь черный от пыли и копоти, работает бог-кузнец в своей кузнице. Какие дивные произведения выковывает в ней Гефест: несокрушимое оружие, украшения из золота и серебра, чаши и кубки, треножники, которые катятся сами на золотых колесах как живые. Окончив работу, омыв в благовонной ванне пот и копоть, Гефест идет, прихрамывая и пошатываясь на своих слабых ногах, на пир богов, к отцу своему, громовержцу Зевсу. Приветливый, добродушный, часто прекращает он готовую разгореться ссору Зевса и Геры. Без смеха не могут боги видеть, как хромой Гефест ковыляет вокруг пиршественного стола, разливая богам благоухающий нектар. Смех заставляет богов забыть ссоры.

Но бог Гефест может быть и грозным. Многие испытали силу его огня, и страшные, могучие удары его громадного молота. Даже волны бушующих рек Ксанфа и Симоиса смирил под Троей огнем Гефест. Грозный, разил он своим молотом и могучих гигантов.

Велик бог огня, искуснейший, божественный кузнец Гефест, - он дает тепло и радость, он ласков и приветлив, но он же грозно карает.

 

Образы и символы мифа

 

Гефест Бог огня и кузнечного ремесла

Гефест - олимпийское божество малоазийского происхождения, вместившее в себя древнейшие черты огненной стихии. Гефест выступает как повелитель огня. Также это Олимпийское божество отличается хорошим чувством юмора и гостеприимностью - на Олимпе Гефест развлекает шутками богов, угощает их амброзией и нектаром.

    Он мастер и художник, но он же свет, огонь, эфир. Он охраняет дома, города и племена, но он же - луна и все светила, сияющий, все пожирающий демон, то есть Гефест - и Олимп, и преисподняя, и высшее творчество, и стихийный демонизм. В римской мифологии Гефесту соответствует Вулкан.

   У Аполлония Родосского в "Аргонавтике" рассказывается о том, что Гефест вырыл для колхидского царя четыре источника, текущие из-под виноградной лозы: молока, вина, масла и воды. Гораций рисует Вулкана-Гефеста на фоне расцветающей весенней природы. Все это свидетельствует о хтонической связи Гефеста с силами природы.

   Классический образ Гефеста - кузнец и искусный мастер в своей мастерской, его помощницы - механические служанки.

  Символами данного мифа выступают творения самого Гефеста - он кует Ахиллу и Эннею оружие и великолепный щит.

 

Коммуникативные средства создания образов и символов

 

Храм Гефеста в Афинах

Миф о Гефесте отражает расцвет художественно-ремесленного творчества в эпоху патриархата. В Аттике одна из фил (единиц) носила имя Гефест, а сам он почитался среди главных божеств жителями Аттики - "сыновьями Гефеста".

Гефест преимущественно почитался в Афинах (в Керамике), где он был богом ремесла, но не мог конкурировать с более древним Прометеем и Дедалом. После низвержения Гефеста с Олимпа его спасли жители острова Лемнос синтийцы; там находился город Гефестий и гора Мосихл с кузницей бога.

С островом Самос Гефест связан через мать Геру Самосскую, так как именно там она была прикована Гефестом, поэтому на Самосе находились города Гефестополь и Гефестион. На материк культ Гефеста был занесен с островов Эгейского моря эллинскими поселенцами. Таким образом, хтоническое негреческое божество стало одним из самых почитаемых богов среди ремесленников и мастеров Афин.

В Сицилии, на горе Этне, у Гефеста был также храм, оберегаемый псами, одаренными способностью отличать набожных людей от нечестивых, которых они яростно гнали от священного места. Распространено было поклонение Гефесту и в южной Италии, в древней Кампании. В Афинах культ Гефеста присоединялся к почитанию покровительницы города Афины-Паллады.

Афине и Гефесту посвящались празднества Халкеи. А еще были праздники Гефестеи и Панафинеи. При всех этих празднествах в Афинах происходили призовые бега юношей с факелами.

 

Социальное значение мифа

 

Монумент на холме Пеншоу
уменьшенная копия храма Гефеста в Афинах

 В Афинах Гефеста чтили, как бога семейного огня и устроителя семейной жизни, в чем он и слыл за божественного мастера.

Афиняне ежегодно в октябре отмечали праздник Апатурий, посвященный Гефесту и Афине, когда в праздничных одеждах, при горящих факелах, совершали жертвоприношения и восхваляли светлого «огнеподателя».

В Риме уже Ромул построил Вулкану храм и установил празднество Вулканалий. Празднество начиналось ежегодно 23 августа жертвоприношением рыб, чтобы уберечься от возможных несчастий при употреблении огня. В день празднества зажигали вечерние огни и приступали к вечерним работам.