PR в Античной мифологии

Старкова Марина

Беллерофонт

 

 

Краткое содержание мифа

 

Беллерофонт отправляется в поход против Химеры
А.Иванов.1829 г.

У Сизифа был сын, герой Главк, который правил в Коринфе после смерти отца. У Главка же был сын Беллерофонт, один из великих героев Греции. Прекрасен, как бог, был Беллерофонт и равен бессмертным богам мужеством. Первоначальное имя Беллерофонта — Гиппоной. Но после того как он убил коринфянина (другой вариант - родного брата) Беллера, его стали называть «убийца Беллера»  (от греч. Беллерофонт). Опасаясь кровной мести, Беллерофонт был вынужден бежать в Арголиду, где его гостеприимно встретил тиринфский царь Пройт.

С великим почетом принял царь Тиринфа героя и очистил его от скверны пролитой им крови. Недолго пришлось Беллерофонту пробыть в Тиринфе. Пленилась его красотой жена Пройта, богоравная Антейя (Сфенебея).  Но Беллерофонт отверг ее любовь. Воспылала тогда ненавистью к Беллерофонту царица Антейя и решила погубить его. Пошла она к своему мужу и сказала ему: «О, царь! Тяжко оскорбляет тебя Беллерофонт. Ты должен убить его. Он преследует меня, твою жену, своей любовью. Вот как он отблагодарил тебя за гостеприимство!».

Разгневался Пройт, но сам он не мог поднять руку на своего гостя, так как боялся гнева Зевса, покровителя гостеприимства. Долго думал Пройт, как погубить Беллерофонта, и наконец, решил послать его с письмом к отцу Антейи Иобату, царю Ликии. В этом письме, написанном на двойной сложенной и запечатанной табличке, Пройт написал Иобату, как тяжко оскорбил его Беллерофонт, и просил отомстить ему за оскорбление. Беллерофонт отправился с письмом к Иобату, не подозревая, какая опасность грозит ему. После долгого пути Беллерофонт прибыл в Ликию.  С радостью принял Иобат юного героя и девять дней чествовал пирами. Наконец спросил его Иобат о цели прибытия. Спокойно подал Беллерофонт царю Ликии письмо Пройта. Иобат взял двойную запечатанную табличку и раскрыл ее. В ужас пришел он, когда прочел, что было на ней написано. Он должен был убить юного героя, которого успел уже полюбить за эти девять дней.

Беллерофонт против Химеры
А.Иванов.1829 г.

Но сам Иобат, как и Пройт, не решился нарушить священный обычай гостеприимства. Чтобы погубить Беллерофонта, он решил послать героя на грозящий неминуемой смертью подвиг. Иобат поручил Беллерофонту убить грозное чудовище Химеру. Ее породили ужасный Тифон и исполинская Ехидна. Спереди львом была Химера, в середине - горной дикой козой, а сзади - драконом. Огонь извергала она из трех пастей. Никому не было спасенья от грозной Химеры. Одно приближение ее несло с собой смерть. Беллерофонта не остановила опасность этого подвига - смело взялся могучий герой за выполнение его. Он знал, что только тот может победить Химеру, кто владеет крылатым конем Пегасом, вылетевшим из тела убитой Персеем горгоны Медузы, знал он и где найти этого дивного коня. Пегас часто спускался на вершину Акрокоринфа и пил там воду из источника Пирены. Туда и отправился Беллерофонт.

 Он пришел к источнику как раз в то время, когда спустившийся из-за облаков Пегас утолял свою жажду холодной, прозрачной, как кристалл, водой источника Пирены. Беллерофонт хотел сейчас же поймать Пегаса. Дни и ночи преследовал он его, но все напрасно, не помогали никакие   хитрости. Пегас не давался в руки Беллерофонту. Лишь только юный герой приближался к крылатому коню, как, взмахнув своими могучими крылами, с быстротой ветра уносился конь за облака и парил в них, подобно орлу.

Пегас Борис Валледжо, 1991 г.

Наконец, по совету прорицателя Полиида, Беллерофонт лег спать у источника Пирены, около жертвенника Афины-Паллады, на том месте, где видел он впервые Пегаса. Беллерофонт хотел получить во сне откровение богов. Действительно, во сне явилась ему любимая дочь громовержца Зевса, Афина, научила, как поймать Пегаса, дала золотую уздечку и велела принести жертву богу моря Посейдону. Проснулся Беллерофонт и с изумлением увидел, что золотая уздечка лежит рядом с ним. В горячей молитве возблагодарил Беллерофонт великую богиню. Он знал теперь, что завладеет Пегасом. Вскоре к источнику Пирены прилетел на своих белоснежных крылах дивный конь. Смело вскочил на него Беллерофонт и накинул на голову золотую уздечку. Долго быстрее ветра носил Пегас по воздуху героя, наконец, смирился и с тех пор верно служил Беллерофонту. Быстро помчался герой на Пегасе к горам Ликии, туда, где жила чудовищная Химера. Химера почуяла приближение врага и выползла из темной пещеры, могучая, грозная. Палящий огонь вылетал из трех ее пастей, клубы дыма заволокли все кругом. Высоко взлетел Пегас с Беллерофонтом, и с вышины Беллерофонт одну за другой посылал свои стрелы в Химеру. В ярости билась она о скалы и опрокидывала их; неистовая, носилась она по горам. Все гибло кругом от ее пламени. Всюду следовал за ней Беллерофонт на своем крылатом коне. Химера нигде не могла укрыться от мелких стрел героя, смертоносные стрелы всюду настигали ее. Убил грозное чудовище Беллерофонт и с великой славой вернулся к царю Иобату.

Беллерофонт на Пегасе поражает
Химеру
Античная скульптура
Греческий терракотовый
рельеф из Мелоса,
(ок. 450 г. до н.э. )
Лондон, Британский музей

Но Иобат дал ему другое поручение. Он послал героя против воинственных солимов. Много героев сложило головы в боях с солимами, но победил их Беллерофонт. И этого подвига было мало Иобату - ведь он стремился погубить героя. Поэтому послал он героя против непобедимых амазонок. И из этой войны вышел победителем Беллерофонт. Тогда выслал Иобат навстречу возвращавшемуся в славе победы герою сильнейших мужей Ликии, чтобы они убили непобедимого Беллерофонта, напав на него врасплох. Ликийцы заманили в засаду героя, но и здесь не погиб он.

Все сильнейшие мужи Ликии пали от руки могучего героя. Понял тогда Иобат, какого великого героя принял он у себя как гостя. С великим почетом встретил он славного победителя. Отдал Иобат ему в жены дочь свою, а с нею полцарства в приданое. Ликийцы же выделили Беллерофонту в дар из своих полей плодороднейшую землю и дали ее ему во владение. С тех пор Беллерофонт остался в Ликии и жил там, окруженный почетом и славой.

Но несчастливо кончил жизнь свою Беллерофонт. Возгордился великий герой. Он захотел стать равным богам-олимпийцам, так ослепила его великая слава. Беллерофонт решил взлететь на светлый Олимп к бессмертным богам на своем крылатом коне Пегасе. За такое высокомерие Зевс наказал Беллерофонта. Громовержец наслал на крылатого Пегаса неистовую ярость. Пегас сбросил на землю Беллерофонта, когда тот сел на него, чтобы вознестись на Олимп. От падения на землю могучий герой лишился разума. Долго скитался он, безумный, по "долине блужданий", пока не прилетел на черных крыльях своих мрачный бог смерти Танат и не исторг его душу. Так сошел в печальное царство теней великий герой Беллерофонт.

 

Образы и символы мифа

 

Пегас из Цере.
Античная скульптура
Начало V в. до н.э.
Рим, музеи Ватикана

Пегас в древнегреческой мифологии — крылатый конь, любимец муз. Поскольку конь родился у истоков Океана, его назвали Пегасом (греч. «бурное течение»).  Пегас символизировал красноречие, славу и созерцание. Родившийся от смертоносного чудовища на краю света и вознесшийся на сверкающие вершины Олимпа Пегас является символом связи всего живого.

Существует выражение "оседлать Пегаса" - получить поэтическое вдохновение - стать поэтом. Ведь по позднеантичным представлениям от удара копытом Пегаса на горе Геликон, возник источник Гиппокрены (источник муз), вода которого вдохновляла поэтов. Таким образом, Пегас является символом вдохновения и творчества.

  В образе Беллерофонта нередко изображалась добродетель. В совершаемых им подвигах отображен истинный героизм. Ему присущи такие качества как мужество, сила, доблесть и смелость. В данных Беллерофонту, казалось бы, невыполнимых заданиях, которые он преодолел, показаны целеустремленность, воля, мощь благого помысла и возвеличивание отваги, усилия  и  труда.

Но как только Беллерофонт получил великую славу за свои подвиги, как только досталась ему власть, то им овладела гордость. И появилось в нем высокомерие. Тогда возомнил Беллерофонт себя равным богам и полетел на Олимп, но был жестоко наказан за свою надменность, потеряв рассудок и вынужденный скитаться до конца своей жизни.

Трехглавая химера.
Античная скульптура
Этрусская бронза из Ареццо (Италия)
начало IV в. до н.э.
Флоренция, Археологический музей

Химера. Воплощает адские силы, а также воспринимается как образ опасностей, которые подстерегают человека. Она символизирует порок и наделяется функцией устрашения. Фигура химеры служит иллюстрацией того, как душа человека, терзаемого желаниями, становится пленницей звериного начала. Также химера может истолковываться как образ человеческого безумия. Впоследствии химера стала символизировать нечто несуществующее, невероятное. Некоторые исследователи считают триединую форму химеры воплощением различных стихийных сил природы, таких, как извержение вулкана, сопровождающееся землетрясением и вспышками природного газа. А на сегодняшний день, Химера все еще используется как общий термин для чудовищ, "составленных" из разных, комбинированных существ.  А в переносном смысле химера – это фантазия или несбыточное желание. Победа древнегреческого мифического героя Беллерофонта над Химерой – это яркий пример противостояния героя и чудовища, олицетворяющего зло; это пример победы добра над злом.

 

Коммуникативные средства создания образов и символов

 

Культ Беллерофонта был распространён в Ликии и Коринфе, а затем и по всей Греции. Имена Беллерофонта, Пегаса, Химеры, солимов  - не греческого, а восточного происхождения, но все же существование в ранней Греции мифа о Беллерофонте не вызывает сомнения. Об этом свидетельствуют и изображения борьбы Беллерофонта с Химерой на протокоринфских вазах, и наивный, характерный для времени появления письменности рассказ Гомера о письме Пройта. В раннегреческих мифах Беллерофонт часто связан с морской стихией (изображения Беллерофонта с трезубцем, происхождение его от Главка или Посейдона), но вместе с тем в образе Беллерофонта встречаются черты солнечного бога (полет в небо на крылатом коне). Существует предположение, что в мифе о Беллерофонте объединились черты двух богов различного происхождения.

Беллерофонт, Пегас и Химера 
Античная керамика
Лаконианский чернофигурный килик.
Работа приписывается художнику Бореадов
ок. 570-565 гг. до н.э.
Лос-Анджелес, музей Пола Гетти

Изображения Беллерофонта и его коня часто встречаются на малоазийских печатях (в Малой Азии крылатый конь был божеством неба и погоды). Возможно, культ Беллерофонта, первоначально возникший в Греции, был занесен в Малую Азию, где его связали с местными культами Пегаса, Химеры. В не дошедшей до нас трагедии «Беллерофонт», Еврипид рассказывал о гибельной попытке Беллерофонта подняться на Олимп и его смерти после того, как он был исцелён от своей непомерной гордости и примирился с богами. Развитию мифа о Беллерофонте была также посвящена не сохранившаяся трагедия Софокла «Иобат».

В 17-18 вв. драматические обработки мифа о Беллерофонте создавались лишь как оперные либретто. Примером тому могут послужить: пьеса «Беллерофонт» Т. Корнеля, Б. Фонтенеля и Н. Буало, ставшая основой оперы Ж. Б. Люлли, и в немецком переводе — oпeры К. Граупнера. Из произведений, созданных в 19-20 вв., следует отметить драму «Беллерофонт» Г. Кайзера. В 17-18 вв. созданы также оперы «Беллерофонт» Ф. Сакрати, «Иобат и Беллерофонт» Р. Кайзера, «Беллерофонт» Ф. Арайи и «Беллерофонт» Й. Мысливечека, в 20 в. — «Беллерофонт» Д. Куклина.

Пегас на здании Оперы в Познани (Польша)

В античном изобразительном искусстве Беллерофонт — это один из популярных персонажей. Особенно в вазописи (сюжет: битва с химерой) и в пластике, главным образом в рельефах (сюжеты: Беллерофонт с Пегасом, битва с химерой, наказание Сфенебеи и др.). А также в помпейских росписях (Беллерофонт у Прета, обретение Пегаса). Среди произведений европейского искусства, редко обращавшегося к мифу, миниатюры 9 в. (евангелие Лотаря и Библия Карла Лысого), бронзовая фигура «Беллерофонт верхом на Пегасе» Бертольдо ди Джованни, эскиз П. П. Рубенса. А также в годы Второй мировой войны изображение Пегаса с Беллерофонтом на спине, был утвержден как отличительный знак Британских воздушно-десантных войск.

 

Социальное значение мифа

 

Культ Беллерофонта действительно был распространен на территории всей Греции и Малой Азии. В данном образе укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудностей, так как воспитание на примерах идеальных действий героев и мифических персонажей формирует в сознании общества и любого человека систему моральных и этических ценностей. А символы Беллерофонта и Химеры представляют триумф, победу добра над злом, и они были использованы в Римские времена также как символ христианства.

Беллерофонт на Пегасе
Джованни Баттиста Тьеполо
1746-47 гг. Венеция, дворец Лабиа

Через образ Беллерофонта в мифе также передается истина о том, что всякого, кто нарушит путь правды и справедливости - ждет неминуемая суровая кара. Поэтому за свою непомерную гордость и надменность и был сурово наказан Беллерофонт, вынужденный до конца своих дней склоняться по миру как безумный.

  Таким образом, древнегреческий миф о Беллерофонте играл важную роль сразу же после создания и по сей день сохраняет свое значение. Образ героя Беллерофонта, прошедшего все препятствия и преодолевшего все испытания, запечатлен во многих письменных источниках и памятниках культуры и искусства. А образы Химеры и Пегаса в какой-то степени переросли даже образ самого Беллерофонта, так как встречаются нам также и во многих других мифах и сюжетах древнегреческой мифологии и в различных произведениях искусства.

Вплоть до сегодняшних дней в обществе сохранились образы, имена, названия, метафоры и образные выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии и в частности, из мифа о Беллерофонте. Например, существует выражение "оседлать Пегаса", что означает: получить поэтическое вдохновение - стать поэтом. Также, мы до сих пор употребляем выражение «да это все химера», имея в виду какую-либо фантазию или несбыточное желание.