PR в Античной мифологии

Дронова Софья

Асклепий

 

 

Краткое содержание мифа

 

Аполлон и Коронида
Адам Эльсхаймер, Ливерпуль,
Художественная галерея Уолкера

Асклепий (римск. - Эскулап) от др.-греч. - «вскрывающий». Согласно легенде, отцом Асклепия был бог Аполлон, а матерью — нимфа Коронида. Воспитывал же Асклепия – кентавр Хирон, потому, что Аполлон убил Корониду за измену.

  Именно Хирон обучил будущего виртуозного врача искусству врачевания. Он воспитал Асклепия на склонах Пелиона.

Асклепий
Античная скульптура
Рим, музеи Ватикана

Сначала Хирон поручил наблюдение за воспитанником своей собаке, ставшей для Асклепия кормилицей и нянькой. Когда же младенец подрос настолько, что мог понимать человеческую речь, взялся за его воспитание сам. Посадив Асклепия на спину, он возил его по горным склонам. Немало времени провели они в Пелефренской долине, прославленной целебными растениями. Там кентавр взрывал острым копытом землю и, освободив растение, объяснял малышу, какими свойствами обладают его плоды, листья и корень. Названия трав и цветов, поначалу чуждые Асклепию, наполнялись смыслом, он приобретал знания, которые давал ему его учитель.

УАсклепия была семья. В браке с Эпионой у Асклепия родились сыновья Подалирий и Махаон (упоминаемые Гомером как великолепные врачи) и дочери, почитаемые как богини, - Гигиея, Панацея и Иасо.

  Вскоре Асклепий превзошёл в искусстве врачевания не только Хирона, но и всех смертных.

Асклепий и Гигиея
Римская скульптура

Слава Асклепия, как искусного врача, быстро росла и распространялась по всему известному тогда миру. Он мог излечивать жгучую боль, возвращал зрение и слух, сращивал сломанные кости, делал сложные хирургические операции, залечивал, казалось, смертельные раны. Асклепий принимал и лечил всех, никому не отказывал: и бедных, и богатых, и старых, и юных. Не было болезни, которой не мог бы излечить великий целитель. Ему помогали дочери: Гигея, Панацея и Иасо.

Восхищались им не только люди, но и боги. Однажды Афина дала ему кровь, которая вытекала из головы Горгоны Медузы. Кровь, которая текла из левой части головы, несла смерть, а из правой – жизнь. Асклепий научился воскрешать мёртвых, и люди на Земле перестали умирать.

John William Waterhouse
A sick child brought into the temple
of Aesculapius, 1877

Зевс разгневался на Асклепия из-за того, что тот пришел к дерзкой мысли воскрешать мертвых, то есть нарушать порядок, установленный богами. Если люди станут бессмертными, то они приравняются к богам. Зевс убил Асклепия молнией, ведь жизнями и смертями распоряжался Аид, и никто кроме него не был вправе этого делать. Но попав к мойрам, с их соизволения Асклепий вернулся из царства мертвых и Зевс, чтобы утешить Аполлона, отца Асклепия, сделал его бессмертным – богом врачевания. Так сбылось неосторожное пророчество дочери Хирона Эвиппы, которая объявила, что Асклепий станет богом, умрет, а затем к нему снова вернется божественность, т.е. он дважды повторит свою судьбу. Образ Асклепия, держащего целительного змея, Зевс поместил среди звезд.

 

Образы и символы мифа

 

Звезда жизни
с посохомАсклепия

Посох Асклепия является одним из самых распространенных символов медицины. Асклепия всегда изображали с ним. Посох же, был изображен как деревянная палка с сучьями и символизировал связь с землёй и странствия врача.

Гигиея
Деталь полотна "Медицина"
Густав Климт, 1907 г.

По легенде, древнегреческий бог медицины и врачевания Асклепий шёл, опираясь на посох, во дворец критского царя Миноса, который позвал его воскресить умершего сына Главка. По дороге посох обвила змея, и Асклепий, испугавшись, убил её. Следом появилась вторая змея, с травой во рту, при помощи которой она воскресила первую змею. Асклепий нашёл эту траву и с её помощью стал воскрешать мёртвых.

Змеи тоже были очень важным символом бога врачевания, позднее его дочь Гигиею изображали с чашей со змеями. Они обвивались вокруг посоха Асклепия и символизировали двойственность природы змеиного яда. Им можно как убить, так и вернуть к жизни.

По легенде Асклепий понял сущность змей еще в детстве, когда путешествовал с Хироном. Позднее же Афина дала ему кровь Горгоны Медузы, которая вытекала из головы и протекала через змей. Кровь с правой части головы оказалась целительной, кровь, взятая с левой стороны, убивала.

 

Коммуникативные средства формирования образов и символов

 

Раскопки в храме Асклепия в Эпидавре

  Становление науки медицины должно было пройти через мифологизацию. В связи с этим существовало и существует множество храмов и памятников в честь бога врачевания – Асклепия.

  Главные святилища находились на острове Кос, где работали Гиппократ и его ученики. Знаменитые врачи острова Кос считались потомками Асклепия и назывались Асклепиадами. Его культ был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Непременным атрибутом Асклепия была змея (или даже две), получавшая в его храме жертвенные приношения.

Монета с изображением
Асклепия

  Курс лечения в Эпидавре назывался "диэта". Много столетий спустя это греческое слово стало толковаться исключительно как отказ от обжорства. Но в античности, диэта подразумевала лечение молитвой, прогулками и переживаниями мистерий, посвященных культу Асклепия в театре. В античные времена на сцене эпидаврского театра ставили не великие трагедии - "Царь Эдип" или "Троянки", а нечто среднее между священнодействием и театральным представлением с терапевтическим эффектом.

Святилище Асклепия находится в глубине полуострова Эпидавр, в широкой, окруженной высокими холмами долине. Это самое крупное для всей античности святилище бога врачевания причислялось к главным святыням эллинского мира. Под эгидой Греческого археологического общества здесь под руководством П.Каввадиаса с 1881 по 1928 (с перерывами) проходили раскопки.

Змееносец, Змея. Атлас Яна Гевелия.

Большинство дошедших до нас античных изображений Асклепия составляют посвятительные рельефы. Сохранились статуи бога и их фрагменты. В средние века он встречается в миниатюрах медицинских и мифологических трактатов. Он рано стал считаться патроном врачей и аптекарей, поэтому часто изображался в книжных иллюстрациях сидящим в аптеке среди лекарств и инструментов, но уже в эпоху Возрождения Асклепий как персонаж изобразительного искусства утратил значение.

  Важным средством формирования символов этого мифа стало его отождествление с появлением созвездия «Змееносец». По одной из версий Зевс поместил это созвездие на небо, чтобы Асклепия, бога врачевания, запомнили многие поколения.

 

Социальное значение мифа

 

Флаг всемирной организации
здравоохранения

Прежде всего, этот миф неотделим от истории появления медицины.

Асклепий спасал жизни людей, за это он и получил бессмертие. Культ Асклепия распространялся по всему миру. Он символизирует того, кто бескорыстно спасает жизнь людям. И богатым и бедным. Практически все современные организации здравоохранения пытаются отождествить себя с этим мифом.