PR в Античной мифологии

Розанова Алеся

Аид

 

 

Краткое содержание мифа

 

Аид (Гадес, рим. - Плутон) - сын Кроноса и Реи, брат Зевса, властитель царства мертвых.

Глубоко под землей царит неумолимый мрачный брат Зевса Аид. Никогда не проникают туда лучи яркого солнца. Царство его - мир мертвых - также называют Плутоном  или Гадесом. Мрачные реки текут в нем. Там протекает священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги. Души умерших оглашают стенаниями мрачные берега подземных рек Коцит и Азеронт. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды реки Леты. Трехглавый пес Цербер, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход. Суровый старый Харон, перевозчик душ умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда, где светит ярко солнце жизни.

Властитель этого царства Аид сидит на золотом троне со своей женой Персефоной. Ему служат неумолимые богини мщения Эриннии. У трона Аида сидят судьи царства умерших - Минос и Радаманф. Возле трона стоит бог смерти Танатос, с мечом в руках, в черном плаще, с громадными черными крыльями. Рядом с Танатосом - мрачные Керы. Здесь же, у трона Аида, и прекрасный юный бог сна Гипнос - брат-близнец Танатоса.

Царство Аида полно ужасов. Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката. Ужасно царство Аида и ненавистно оно людям. 

 

Образы и символы мифа

 

Как бог смерти, Аид был страшным богом, даже имя которого боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами — между прочим, и названием Плутон, вошедшим в употребление, начиная с V века и окончательно вытеснившим первоначальное имя, ещё употреблявшееся Гомером. Вместе с переменою имени произошла и перемена самого представления о Плутоне, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Вероятно, под влиянием елевзинских мистерий ему стали приписываться качества бога плодородия в связи с мистико-аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как бы погребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни в колосе) с загробною судьбою человека.

Цербер -  один из детей Ехидны. Трехглавый пес, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, и вместо хвоста у него ядовитая змея. Служит Аиду (богу Царства мертвых) стоит в преддверии Ада и охраняет его вход. Следил за тем, чтобы никто не вышел из подземного царства  мертвых, ведь из царства мертвых нет возврата.

Чтобы попасть в царство Аида, надо было терпеливо дожидаться лодки, которой управлял демон Харон — злой старец, весь седой и с всклокоченной бородой. Переезд из одного царства в другое следовало оплатить монеткой, которую покойнику в момент погребения клали под язык. Безмонетных и живых — попадались и такие — Харон беспощадно отталкивал веслом, остальных сажал в челн, и они должны были сами грести.

Символ Аида — двузубые вилы — указывает на то, что он правит жизнью и смертью.

По царству Аида протекала река Стикс. Её было невозможно переплыть, и брода тоже не было.

По Гесиоду, река Стикс составляла десятую часть всего потока, проникавшего через мрак в подземное царство, где в Стикс впадал Коцит; остальные девять частей потока окружали своими извивами землю и море. Поэты упоминают также Стигийские болота в Аиде.

 

Коммуникативные средства создания образов и символов

 

Культ Аида в Греции.

Культ Аида встречался в Греции не часто. Собственно ему посвященный храм известен лишь один, в Элиде. Во всех других случаях культ Аида соединен с культом других хтонических божеств, причем Аид является более в качестве подателя благ земных, чем в смысле страшного бога смерти. Места почитания Аида локализовывались обыкновенно близ глубоких пещер, расселин в земле и т. п., в которых суеверие видело «входы в подземное царство». В жертву Аиду приносился обыкновенно чёрный скот.

Культ Плутона в Риме. 

Национальным римским богом смерти и подземного царства был Орк, подобный Плутону. Греческое название Pluto распространилось у римлян сравнительно поздно; по крайней мере, Деций Мус, описанный Ливием, обрекая себя на жертву подземным богам, не произносит имени Плутона.

Образ Аида в искусстве.

Изображения Аида сравнительно редки; большая их часть относится к позднейшему времени. Он изображается сходно с Зевсом — могучим, зрелым мужем, восседающим на троне, с двузубцем или жезлом в руке, иногда с рогом изобилия, иногда рядом с ним Персефона. У ног Аида обычно лежит Цербер (на одной статуе Цербер сидит).

Поздняя античная литература (Лукиан) создала пародийно-гротескное представление об Аиде. Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элады, где раз в год открывался храм бога (подобно тому, как люди только раз спускаются в царство мёртвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.

 

Социальное значение мифа

 

Наряду с самым распространенным представлением, согласно которому подземное царство — это место пребывания умерших, души которых отделились от их земной оболочки, существует и еще одна возможность интерпретации: орфические мистерии говорили о том, что Аид присутствует и в этом мире, подобно тому как христианство исходит из того, что и Бог, и дьявол существуют помимо человеческого бытия.

Миф об Аиде-Плутоне утверждает, таким образом, что бессмертная фигура, которую христианство разделяет на Бога и черта, — это и есть сам человек. Поскольку умершие живут дальше в воспоминаниях и, даже если их не вспоминают, остаются в сокровищнице подсознания, то подземное царство можно понимать как подсознательное в самом человеке.

Тот, кто хотел осознать самого себя, должен был испить «памяти» из правого ручья Мнемозины, и избегать левого ручья Леты — «воды забвения», помеченной белыми кипарисами. Эти мифологические представления хорошо сочетаются с недавно открытыми свойствами правого и левого полушарий головного мозга — правое полушарие хранит, оказывается, картины и мифы прошлого, хотя они редко бывают востребованы.

Заклинание умерших, известное в очень многих культурах, призванное получить от них знания и власть, можно рассматривать как внутренний психологический процесс, в ходе которого субъект вызывает на поверхность забытые тени собственной истории, дает им жизнь — кровь — и разговаривает с ними, чтобы отыскать истинный образ себя самого. Поход в подземное царство есть на самом деле путешествие во времени — в прошлое. Давно забытые фигуры возникают там из резервуара памяти.