PR в Античной мифологии

Козлова Наталья

Агамемнон

 

 

Краткое содержание мифа

 

Агамемнон -  в греческой мифологии сын Атрея и Аэропы, предводитель греческого войска во время Троянской войны. После убийства Атрея Эгисфом Агамемнон и Менелай вынуждены были бежать в Этолию, но царь Спарты Тиндарей, пойдя походом на Микены, заставил Фиеста уступить власть сыновьям Атрея. Агамемнон стал царём в Микенах (которые античная традиция часто отождествляет с соседним Аргосом) и женился на дочери Тиндарея Клитеместре. От этого брака Агамемнон имел трёх дочерей и сына Ореста. Когда Парис похитил Елену и все её бывшие женихи объединились в походе против Трои, Агамемнон, как старший брат Менелая и наиболее могущественный из греческих царей, был избран главой всей рати.

Убийство Агамемнона
Краснофигурный кратер, 5 в. до н.э.

После взятия Трои Агамемнон, получив огромную добычу и Кассандру, возвратился на родину, где его ждала гибель в собственном доме; по более древней версии мифа, он пал во время пира от руки Эгисфа, успевшего за время отсутствия Агамемнона обольстить Клитеместру. Начиная с середины 6 в. до н. э. на первое место выдвигалась сама Клитеместра: встретив Агамемнона с лицемерной радостью, она затем в ванне набросила на него тяжёлое покрывало и нанесла три смертельных удара. 

Золотая посмертная маска
Агамемнона, найденая при раскопках
в Микенах Генрихом Шлиманном.

Убив однажды на охоте лань, Агамемнон похвалялся, что такому выстрелу могла бы позавидовать Артемида; богиня разгневалась и лишила греческий флот попутного ветра. Греки долго не могли выйти из Авлиды (пока Агамемнон не принёс в жертву богине свою дочь Ифигению; этим фактом греческая традиция объясняет вражду Клитеместры к мужу.

Ссора между Ахиллесом и
Агамемноном
Peter Paul Rubens

Захватив в плен во время одного из набегов на окрестности Трои Хрисеиду, Агамемнон отказывается вернуть её за большой выкуп отцу Хрису, жрецу Аполлона, и бог, вняв мольбам Хриса. насылает на греческое войско моровую язву. Когда выясняется истинная причина бедствия и Ахилл требует от Агамемнона возвращения Хрисеиды её отцу, Агамемнон отбирает у Ахилла его пленницу Брисеиду, что приводит к длительному самоустранению оскорблённого Ахилла от боёв и к тяжёлым поражениям греков. О дальнейшей судьбе Агамемнона повествовали не дошедшие до нас эпическая поэма «Возвращения» (7 в. до н.э.) и «Орестея» Стесихора.

 

Образы и символы мифа

 

    Сказочное богатство Агамемнона и его выдающееся положение среди греческих вождей, о которых говорится в мифе, отражают возвышение исторических Микен в 14—12 вв. до н. э. и их господствующую роль среди ранних государств Пелопоннеса. Сохранившийся ритуальный эпитет «Зевс-Агамемнон» показывает, что Агамемнон, вероятно, был первоначально одним из тех полубожественных героев-покровителей своего племени, чьи функции с образованием олимпийского пантеона перешли к Зевсу. 

Кассандра (Kassandra) - героиня греческого эпоса. Дочь троянского царя Приама и Гекубы. Уже в циклических поэмах Кассандра выступала как пророчица, предсказаниям которой никто не верит.

В историческую эпоху в ряде мест Пелопоннеса (в Амиклах, Микенах, Левктре) указывали могилу и храм Кассандры, отождествляемой с местным божеством Александрой. 

Клитемнестра убивает Кассандру
Краснофигурная керамика, 430 гг. до н.э.

Трагической образ Кассандры, вещающей в пророческом экстазе страшные видения будущего, запечатлен в "Агамемноне" Эсхила и "Троянках" Еврипида

Клитемнестра, в греческой мифологии дочь Тиндарея и Леды, супруга Агамемнона. Чаще всего она сама изображается непосредственной убийцей мужа, прикрывая истинную причину преступления (измену с Эгисфом) местью за дочь Ифигению.

Принесение в жертву Ифигении
гравюра, Jean-Michel Moreau

«Илиада» изображает Агамемнона доблестным воином (описание его подвигов даётся в 11-й кн.), но не скрывает его высокомерия и неуступчивости; именно эти свойства характера Агамемнона являются причиной многих бедствий для греков.

Славился мужеством и богатством, одновременно отличался властностью и надменностью. В Спарте ему воздавались божеские почести.

В Херонее хранился, как святыня, его скипетр, — произведение Гефеста.

«Маска Агамемнона» — золотая погребальная маска середины второго тысячелетия до нашей эры, найденная в 1876 году в Микенах Генрихом Шлиманом. Своё название получила от легендарного царя Агамемнона, поскольку Шлиман был уверен, что нашёл его могилу. Однако по времени создания маска является более древней.

Маска изображает лицо пожилого бородатого человека с тонким носом, близко посаженными глазами и крупным ртом. Лицо соответствует индоевропейскому типу. Кончики усов подняты вверх в форме полумесяца, около ушей видны бакенбарды. Маска имеет отверстия для нити, которой её крепили к лицу покойного.

Все найденные в гробницах артефакты, включая маску Агамемнона, находятся в экспозиции Национального археологического музея Афин. В археологическом музее Микен выставлена копия маски.

 

Коммуникативные средства создания образов и символов

 

Агамемнон имел широкую известность среди древних греков, о чем свидетельствует большое количество упоминаний о нем в разных источниках. Именно поэтому существует множество вариантов кульминации мифа об Агамемноне, о том, как закончилась его жизнь, и куда он попал после смерти.

      Из драматических произведений античности, посвящённых убийству Агамемнона, сохранились трагедии «Агамемнон» Эсхила (первая часть трилогии «Орестея») и Сенеки. Сюжет разрабатывался в европейской драматургии с 16 в. (Г. Сакс, Т. Деккер и др.). Интерес к мифу пробудился вновь во 2-й половине 18 в. (трагедии «А.» В. Альфьери, Л. Ж. Н. Лемерсье и др.). В 19—20 вв. сюжет лёг в основу около 30 трагедий, драматической тетралогии Г. Гауптмана («Ифигения в Дельфах», «Ифигения в Авлиде», «Смерть Агамемнона», «Электра»). 

Ф.И. Шаляпин в роли Агамемнона

Действующее лицо трагедий Эсхила «Агамемнон», Софокла «Эант», Еврипида «Ифигения в Авлиде» и «Гекаба», Иона Хиосского и неизвестного автора «Агамемнон», Сенеки «Троянки» и «Агамемнон», Расина «Ифигения».

   В античном изобразительном искусстве Агамемнон — второстепенный персонаж в многофигурных композициях (метопы северной стороны Парфенона "и др.). Убийство Агамемнона нашло воплощение в росписи ряда греческих ваз и в рельефах нескольких этрусских погребальных урн. 

     В европейском музыкально-драматическом искусстве сюжет смерти Агамемнона лёг в основу либретто ряда опер 18— 20 вв. («Клитеместра» Н. Пиччини; «Клитеместра» Н. Цингарелли; «А.» Д. Тревеса; оперная трилогия «Орестея»  С.И.  Танеева;  «Орестея» Ф. Вейнгартнера; «Орестея» Д. Мийо; 

«Клитеместра» Р. Прохазки; «А.» Д. Куклина; «Клитеместра» И. Пиццетти и др.) и кантат («Клитеместра» Л. Керубини и др.).

Заинтересованность Агамемноном многими авторами объясняется в его неоднозначности, противоречивости во взаимоотношениях с окружающими его людьми: с дочерью (которую он принес в жертву), с женой, с братом Менелаем, с любовником жены Эгисфом.

Этот властный и самодостаточный герой проявляет жестокость и надменность по отношению ко всему окружающему.

 

Социальное значение мифа

 

Стоит отметить определяющее значение мифа в передаче общественного опыта из поколения в поколение, установлении парадигм поведения в социальной группе и организации основ общественного сознания. Посредством последовательного изучения преданий индивидуум приобщается к истокам истории конкретного общества, вдохновлялся сверхъестественными деяниями своих богов и героев. Таким образом, подсознательно проходила самоидентификация человека по отношению к семье, государству, нации.

Агамемнон представляется нам властным, богатым, самодостаточным, надменным, жестоким. И в наше время очень много людей с такими чертами характера. Миф об Агамемноне представляет нам поведение таких людей и дает повод задуматься о возможных последствиях их деятельности.